Москва / Точка зрения 19 февраля 2024 г. 07:00

ВСМ Москва-Петербург: проект, финансовая модель и перспективы

Interfax-Russia.ru — Добраться из Москвы в Санкт-Петербург можно будет всего за 2 часа после запуска ВСМ. В будущем высокоскоростные поезда могут запустить до Рязани, Казани, Екатеринбурга, Адлера и Минска.

ВСМ Москва-Петербург: проект, финансовая модель и перспективы
© РИА Новости. Михаил Климентьев

Проект ВСМ Москва-Петербург: 2 участка строительства и закупка подвижного состава

"Реализация ВСМ (высокоскоростной ж/д магистрали) является для России проектом века и позволит войти в круг стран, имеющих высокоскоростное железнодорожное сообщение, сделать большой рывок в направлении технологического суверенитета, приобретая новые компетенции в железнодорожном строительстве и машиностроении, обеспечить качественно новый уровень мобильности и жизни граждан нашей страны", — заявил министр транспорта РФ Виталий Савельев на совещании с президентом РФ Владимиром Путиным.

РЖД разработали концепт высокоскоростного поезда. Фото
РЖД разработали концепт высокоскоростного поезда.
© РИА Новости. Компания "Скоростные магистрали"

Савельев отметил, что проект ВСМ от Москвы до Санкт-Петербурга является для России первым.

Проект предусматривает два участка строительства, а также закупку подвижного состава.

Первый участок — от Санкт-Петербурга до Зеленограда, его стоимость оценивается в 1 трлн 755 млрд рублей, а строить будут в рамках концессионного соглашения.

Второй участок — строительство выходов из Москвы в рамках инвестпрограммы ОАО "РЖД". Общая ее стоимость — 221 млрд 500 млн рублей. При этом Савельев отметил, что РЖД уже вложило порядка 40 млрд рублей в развитие этого участка.

Читайте также

Вокзал для ВСМ Москва - Петербург построят у метро "Рижская"

"В части закупки подвижного состава требуется 148 млрд рублей на первую партию, состоящую из 28 поездов, планируемых к поставке на линию к 2028 году", — добавил глава Минтранспорта РФ.

Для этого уже в 2026 году необходимо создать опытный образец поезда и начать сертификационные испытания.

"Мы предусматриваем создание полностью отечественного поезда на базе производственных мощностей ведущих российских компаний транспортного машиностроения — это "Группа Синара" (…) и "Трансмашхолдинга", — уточнил Савельев, отметив, что поезд проектируют с 2020 года.

Для ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом необходимо 44 высокоскоростных электропоезда.

Для чего нужна высокоскоростная железнодорожная магистраль?

Савельев отметил плюсы ВСМ:

  • будет создан импортонезависимый высокоскоростной подвижной состав;
  • обеспечены заказы и дополнительные рабочие места;
  • транспортное машиностроение продолжит развитие;
  • повысится связанность регионов, увеличится туристический поток и мобильность населения;
  • увеличатся налоговые поступления;
  • будут развиваться прилегающие территории и агломерации.

"Мы также разработали организационную схему проекта. Она предусматривает государственно-частное партнерство на основе заключаемого концессионного соглашения. Уже создана компания, которая планирует выступить акционером концессионера, назвали ее "ВСМ — Две столицы". В качестве концедента предполагается определить Федерального агентство железнодорожного транспорта Минтранса России", — проинформировал президента министр.

По его оценке, прямые эффекты для бюджетных и внебюджетных фондов уже на стадии строительства ВСМ и сопутствующей инфраструктуры перекроют запрашиваемую сумму для проекта.

Читайте также

Минтранс в 2023г планирует актуализировать стоимость строительства ВСМ Москва-Петербург

"Если принимать также во внимание опосредованный эффект от реализации (проекта) в регионах (для) бизнеса, от увеличения грузоперевозок РЖД, то налоги и взносы, которые получит страна, перекрывают затраты практически в три раз", — уточнил глава Минтранса.

В качестве примера подтверждения подобного эффекта Савельев привел опыт реализации подобных проектов ВСМ в Китае, где строится ежегодно около 1 тыс. км высокоскоростных путей, а население и экономика регионов с ВСМ растет быстрее, чем в остальных регионах.

Макет скоростного поезда. Фото
Макет скоростного поезда
© РИА Новости. Максим Богодвид

"Мы говорим о создании отдельной линии ВСМ, которая позволит вернуть грузовое движение на основной ход между Москвой и Санкт-Петербургом, что дополнительно создаст возможности перевозки грузов в Северо-Западном направлении в объеме порядка 74 млн тонн в 2030 году, в том числе 30 млн тонн за счет реализации ВСМ", — добавил аргументов министр.

На сколько сократится время в дороге между Москвой и Петербургом благодаря ВСМ?

Глава Минтранса также обратил внимание на то, как ВСМ позволит сократить время в пути.

"Здесь на самом деле уникальные характеристики дороги. Скоро время в пути между Москвой и Санкт-Петербургом мы сократим почти в 2 раза — с 4 часов до 2 часов 15 минут", — рассказал Савельев.

Он пообещал, что поезда будут ходить с частотой в 10-15 минут, время в пути между Москвой и Тверью составит всего 39 минут, а дорога из Санкт-Петербурга в Великий Новгород у граждан займет всего 29 минут.

"Фактически данные города станут одной единой агломерацией с огромным положительным эффектом для каждого жителя нашей страны", — резюмировал министр.

Савельев напомнил, что в 2019 году пассажиропоток по маршруту Москва — Санкт-Петербург по всем видам транспорта составил 32 млн 300 тыс. человек. При вводе ВСМ в 2030 году, по его словам, прогнозируется увеличение общего пассажиропотока на 35% — до 43 млн 400 тыс. пассажиров, из которых на ВСМ придется 23 млн человек.

Вместе с тем это может привести к сокращению на 14% числа авиапассажиров на данном направлении.

Читайте также

Путин: строительство ВСМ Москва-Петербург сделает ненужной авиацию на этом плече, тема требует проработки 

"Переход на ВСМ составит 3 млн 200 тыс. пассажиров, что не является критическим для российской авиации. Высвобожденные самолеты будут перераспределены на другие направления. Прогноз пассажиропотока и размер тарифов на проезд мы согласовывали с Минэкономразвития России.

С ВСМ дорога из Санкт-Петербурга в Великий Новгород займет всего 29 минут. Фото
С ВСМ дорога из Санкт-Петербурга в Великий Новгород займет всего 29 минут
© РИА Новости. Виктор Толочко

Финансовая модель ВСМ: сколько будет стоить скоростная магистраль и за чьи средства будет идти строительство?

В качестве базового сценария финансирования проекта ВСМ Москва-Петербург принята следующая структура финансирования:

  • взносы в уставный капитал концессионера — 218 млрд 500 млн рублей;
  • облигации пенсионного фонда "Газфонд" — 290 млрд рублей;
  • 903,8 млрд рублей — привлекаемые кредитные средства банков Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, которые готовы участвовать в проекте;
  • совокупная поддержка государства в объеме 609 млрд рублей на период строительных работ по проекту, в том числе 580 млрд 600 млн рублей за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) под 3% годовых с полным возвратом к 2050 году.
Строительство ВСМ Москва-Петербург обойдется федеральному бюджету в 609 млрд рублей. Фото
Строительство ВСМ Москва-Петербург обойдется федеральному бюджету в 609 млрд рублей.
© РИА Новости. Алексей Майшев

"Просим вас поддержать реализацию проекта с его началом в текущем году", — обратился министр к президенту.

Для старта проекта необходимо принятие ряда ключевых решений: в частности, поддержка заключения концессионного соглашения, чтобы подписать договор на поставку подвижного состава и начать модернизацию производственных мощностей завода.

Читайте также

Собянин: Москва примет участие в финансировании ВСМ

"Мы предлагаем подписать концессионное соглашение, если вы поддержите и коллеги, до конца апреля. Потому что это создает предпосылки для заказа поезда — без этого мы не можем стартовать и заказывать поезд, который требует еще разработки, сертификации и проектирования", — пояснил глава Минтранса.

Дальше, по словам Савельева, будет необходимо:

  • поддержать выделение средств из ФНБ в объеме 580 млрд 600 млн рублей под 3% годовых;
  • выделить средства федерального бюджета в объеме 327 млрд 900 млн рублей, из которых 28 млрд 500 млн рублей — это капгрант на выкуп земельных участков, начиная с текущего года.

В текущем году понадобится 3 млрд рублей из этой суммы и 299 млрд 400 млн рублей, начиная с 2027 года до 2038 года для покрытия кассовых разрывов в начале строительства и на этапе эксплуатации линии. Из них на период до 2030 года потребуется 69 млрд 100 млн рублей.

Вместе с тем, Савельев просил включить в инвестпрограмму РЖД на текущий год средства в объеме 8 млрд 300 млн рублей на завершение проектирования линии и запланировать необходимое финансирование в инвестпрограмме РЖД для строительства выходов из Москвы и Санкт-Петербурга в объеме 248 млрд 700 млн рублей.

Для строительства выходов из Москвы и Санкт-Петербурга потребуется больше 248 млрд рублей. Фото
Для строительства выходов из Москвы и Санкт-Петербурга потребуется больше 248 млрд рублей.
© РИА Новости.Павел Львов

ВСМ могут проложить до Рязани, Казани, Екатеринбурга, Адлера и Минска

Строительство ВСМ Москва-Петербург по сути — пилотный проект.

"Эта работа станет, должна стать первым, стартовым этапом развития высокоскоростного железнодорожного сообщения в России. А это принципиально другой уже, конечно, уровень технологий и транспортных услуг, современные рабочие места и передовые компетенции, новые возможности для граждан и наших регионов", — подчеркнул Путин.

По его словам, "строительство высокоскоростной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом — это только начало".

"В перспективе организация такого сообщения в направлении Рязани, Казани, Екатеринбурга, Адлера, а также столицы Белоруссии Минска вполне естественны, вполне реализуемы", — отметил глава российского государства, уточнив, что президент Белоруссии Александр Лукашенко поддерживает эту идею.

ВСМ должна быть основана "именно на нашей собственной технологической базе", напомнил президент РФ.

"Выделенные высокоскоростные маршруты помогут заметно нарастить пропускную способность железных дорог, разгрузят аэропорты, будут способствовать росту внутреннего туризма и деловой активности", — добавил он.

Строительство ВСМ Москва-Петербург станет стартовым этапом развития высокоскоростного железнодорожного сообщения в России. Фото
Строительство ВСМ Москва-Петербург станет стартовым этапом развития высокоскоростного железнодорожного сообщения в России.
© РИА Новости. Алексей Никольский

По данным "Коммерсанта", сеть высокоскоростных ж/д магистралей, одобренная президентом в августе прошлого года, будет стоить почти 11 трлн рублей.

  • ВСМ Москва-Воронеж-Ростов-на-Дону-Адлер, которая позволит сократить скорость движения между конечными точками в три раза, до 7 ч. 50 мин, оценивается в 3 трлн 200 млн рублей;
  • ВСМ Москва-Нижний Новгород-Казань-Екатеринбург — в 4 трлн рублей (в 3,6 раза быстрее, до 6 ч. 36 мин.);
  • Москва-Смоленск-Минск — в 1,9 трлн рублей (в 2,3 раза, до 3 ч. 4 мин.)

В материалах инфраструктурной стратегии, на которую ссылается издание, рассчитан и пассажиропоток по новым ВСМ. Для дороги на Адлер он должен составить 17 млн 200 тыс.пассажиров в год, на Екатеринбург — 21 млн 100 тыс., для Минска — 3 млн 800 тыс.

Между тем глава Союза пассажиров Кирилл Янков говорит, что, согласно исследованиям, ВСМ конкурентоспособны относительно авиации на интервалах до 5-5,5 часов. Таким образом, трассы на Адлер и Екатеринбург уже не подпадают под эти условия.

Читайте также

Реализация проекта ВСМ Москва-Казань отложена из-за высокой стоимости

Что касается пассажиропотока между промежуточными станциями на ВСМ до Адлера, то на участке от Воронежа до Ростовской агломерации мало населенных пунктов, а до Ростова и Краснодара пассажиры уже могут предпочесть самолет.

Здание железнодорожного вокзала "Адлер". Фото
Здание железнодорожного вокзала "Адлер".
© РИА Новости. Михаил Мокрушин

Дорогу на восток, по мнению Янкова, следует заканчивать в агломерации Набережные Челны-Нижнекамск-Елабуга, поскольку пассажиропоток между Казанью и этими городами будет вполне сопоставим с тем, который ожидается между Москвой и Казанью, а дальше на восток до Екатеринбурга уже мало крупных населенных пунктов.

Что касается дороги на Минск, то прогнозы пассажиропотока, указанные в презентации, совпадают с прогнозами Янкова, и он явно недостаточен, чтобы оправдать строительство ВСМ. Ранее дорогу собирались продлить до Европы, но с этим, с одной стороны, следует подождать до следующего геополитического цикла, а с другой — добраться до Варшавы или Берлина проще на самолете.

Обозреватель Анастасия Николаева