Москва. 31 мая. ИНТЕРФАКС - Минфин РФ планирует внести на рассмотрение Правительства РФ законопроект об унификации механизмов импортозамещения в рамках госзакупок и закупок госкомпаний, заявила директор департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина Татьяна Демидова в ходе конференции "Будущее рынка закупок в России: от шока к развитию".
"Законопроект прошел согласование со всеми заинтересованными ведомствами, - сказала Демидова. - В ближайшее время планируем внести его в правительство".
Сам законопроект, подготовленный Минфином, предусматривает включение в 44-ФЗ и 223-ФЗ схожих положений о возможности изъятий из нацрежима.
"Законопроектом в целях унификации правил осуществления закупок при предоставлении национального режима при закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц предлагается установить в 44-ФЗ и 223-ФЗ следующие аналогичные положения", - говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Этими положениями предлагается наделить правительство РФ полномочиями на установление изъятий из нацрежима в определенных случаях.
"Сейчас все эти вопросы регулируются 9 подзаконными актами, - отметила Демидова. - Практика показала сложность этой системы - на практике возникали проблемы, связанные с разнообразием самих механизмов (запреты, ограничения, преференции), с номенклатурой товаров, на которые они распространяются, с ее пересечением. Вместо этого планируется принять универсальный подзаконный акт".
В случае одобрения этого законопроекта, по словам Демидовой, в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ будет действовать единое правило "второй лишний", поскольку действующее менее жесткое "третий лишний" не всегда работает. "Если есть эксклюзивный российский производитель, то при отсутствии российского конкурента он вынужден на равных конкурировать с поставщиками иностранной продукции", - обратила внимание глава департамента.
Также планируется унификация ценовой преференции независимо от вида процедуры. "Контракт в таком случае будет заключаться по цене, предложенной поставщиком, - добавила Демидова. - Но при ранжировании предложений участников закупки будет учитываться ценовая преференция, предоставляемая поставщику российской продукции".
В пояснительной записке к законопроекту также оговаривается, что правительство РФ сможет устанавливать эти запреты и ограничения при условии, что соответствующий международный договор содержит положения, предусматривающие изъятие из нацрежима.
Так, по договору ЕАЭС, для поставщиков из стран союза действует нацрежим при осуществлении госзакупок. Изъятие из нацрежима в данном случае возможно только в отношении госзакупок, сведения о которых составляют государственную тайну.
В случае с закупками госкомпаний нацрежим должен предоставляться, в частности, поставщикам из стран ВТО. Здесь изъятие из нацрежима возможно в случае закупки правительственными учреждениями (в настоящее время большая часть субъектов 223-ФЗ - бюджетные и автономные учреждения - ИФ) товаров, приобретаемых для правительственных целей, а не для коммерческой перепродажи или для использования в производстве товаров для целей коммерческой продажи.
То есть, согласно пояснительной записке, правительство РФ сможет устанавливать запреты и ограничения при закупках по 223-ФЗ, осуществляемых в рамках гособоронзаказа (ГОЗ) заказчиками, являющимися головными исполнителями и исполнителями, участвующими в поставках продукции по ГОЗ. Также такие запреты и ограничения смогут вводиться при закупках заказчиками из числа некоммерческих организаций, созданных РФ для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций (государственными корпорациями), для оказания государственных услуг (государственными компаниями) либо созданных РФ и наделенных функциями и полномочиями публично-правового характера, осуществляющих свою деятельность в интересах государства и общества (публично-правовая компания).
Демидова подчеркнула также, что принятия этого законопроекта и соответствующего подзаконного акта для полноценного запуска механизма импортозамещения недостаточно. Потребуется еще оптимизация действующего механизма подтверждения страны происхождения того или иного товара. За это направление отвечает Минпромторг РФ.
В настоящее время многие российские производители считают слишком затратной для себя процедуру подтверждения страны происхождения товара и включение соответствующей информации в Реестр российской продукции или Реестр российской радиоэлектронной продукции.
В свою очередь заместитель начальника отдела департамента стратегического развития и корпоративной политики Минпромторга Алан Фаизов отметил, что оптимизация и унификация требований по подтверждению страны происхождения товара (в том числе введение балльной системы оценки соответствия) предусмотрена внутренними документами министерства и такая работа ведется соответствующими подразделениями ведомства.