Москва. 24 декабря. ИНТЕРФАКС - Роскомнадзор (РКН) подтвердил, что обсуждается возможность ограничения голосового трафика в мессенджерах в качестве меры понуждения для исполнения ими требований по борьбе с мошенничеством.
"Операторы связи уже сейчас могут по умолчанию блокировать звонки из-за границы. Пользователь при этом должен иметь возможность разблокировать их все или те, что поступают с номеров из его контактов. Эти меры полностью находятся в зоне возможностей и ответственности перед пользователями самих операторов связи", - говорится в сообщении пресс-службы ведомства.
В пресс-службе сообщили, что ряд операторов связи уже активно работает над введением самостоятельных запретов пользователями входящих звонков из-за рубежа.
"Однако возможно и законодательное введение этих требований. Такие же требования могут быть введены и в отношении мессенджеров. Как мера понуждения для них может быть использована блокировка голосового трафика в них" - сказано в сообщении.
Пресс-служба РКН уточняет, что "новые подходы и технические возможности противодействия голосовому мошенническому трафику, в том числе в мессенджерах, находятся в стадии обсуждения".
"Обсуждаются и другие меры. Например, выявление оператором на своих сетях работы нелегальных колл-центров (использующих в том числе сим-боксы). Операторы связи не должны зарабатывать на подобном трафике", - сказано в сообщении.
По данным РКН, "в настоящее время фиксируется значительное количество мошеннических звонков в основном из-за рубежа как в сетях российских операторов связи, так и в иностранных мессенджерах".
"Важно, чтобы операторы связи и владельцы мессенджеров принимали необходимые превентивные меры по защите своих пользователей. Уже сегодня часть крупных операторов самостоятельно и эффективно борется с мошенничеством", - отмечает ведомство.
В качестве примера там привели установку операторами на своей инфраструктуре дополнительных систем, в том числе с использованием искусственного интеллекта (ИИ), которые предотвращают мошеннические вызовы. Кроме того, операторы взаимодействуют между собой и направляют друг другу сведения о факторах риска поступающих из-за рубежа звонков.
В РКН напомнили, что бороться с мошенниками внутри страны эффективно помогает система "Антифрод", которая используется для того, чтобы не пропускать голосовые звонки с подменных номеров в сетях операторов связи.
"К ней подключены все операторы связи. За время работы системы (с конца 2022 года) с ее помощью было заблокировано более 1 млрд звонков с подменных номеров", - отмечается в сообщении пресс-службы ведомства.
Вместе с тем, напоминает РКН, "Антифрод" помогает выявлять телефонные звонки с подменных номеров по России. Для звонков из-за границы нужны дополнительные меры.
Во вторник "Коммерсантъ" сообщил, что Минцифры и РКН обсуждают возможность ввести ограничения на звонки в мессенджерах из-за активности мошенников. По словам источников газеты, рассматривается два сценария: блокировка голосового трафика только из-за границы и полный запрет на голосовые звонки в мессенджерах.
23 октября руководитель РКН Андрей Липов сообщил журналистам, что ведомство в рамках мер по борьбе с мошенничеством может прибегнуть к блокировке звонков через иностранные мессенджеры с целью исполнения ими требований законодательства. "Мы можем ограничивать звонки через мессенджеры. Мессенджер будет работать, а звонки нет. Это жесткий вариант, который возможен, как одна из мер (по борьбе с мошенничеством - ИФ)", - сказал тогда Липов.
По его словам, в РФ может быть разработан комплекс требований к иностранным мессенджерам с точки зрения пропуска звонков для защиты граждан от мошенников, в частности, мессенджер должен будет дать возможность пользователю самостоятельно ограничить принятие тех или иных звонов - из-за границы и/или не из его списка контактов. И до выполнения этих требований РКН сможет вводить временные запреты на все звонки через ту или иную платформу.
Глава РКН отметил тогда, что это вопрос отдельного регулирования и оно будет обсуждаться.