Interfax-Russia.ru - В Музеях Московского Кремля (ММК) завершилась многолетняя реставрация одного из древнейших памятников из собрания Успенского собора - иконы "Страшный суд", в ходе работ была уточнена дата создания иконы - время работы Андрея Рублева и греческих мастеров, сообщила гендиректор ММК Елена Гагарина.

"В 2016 году икона "Страшный суд", которая находилась здесь, в Успенском соборе в иконостасе возле южной стены Успенского собора, попала в реставрацию. (...) Нам удалось получить абсолютно новые данные об этой иконе и серьезно уточнить датировку этой иконы. Датировка этой иконы - это конец XIV - начало XV века, время расцвета древнерусской живописи, время, когда работал здесь Андрей Рублев, а также греческие мастера, которые в это время очень активно приезжали на Русь и занимались и росписью храмов, и писали иконы", - сообщила Гагарина журналистам.
Она отметила, что проведенная научная реставрация была плановой, поскольку "последние реставрационные работы, которым она подвергалась, проходили в 20-е годы 20-го столетия".
Как уточнила реставратор Елена Юдина, на первом этапе реставрации было выполнено укрепление грунта и красочного слоя, и затем реставратор приступил к раскрытию иконы. "С момента последней реставрации прошло уже около 100 лет. И олифа, находящаяся на поверхности иконы, очень сильно потемнела за эти годы. И было впечатление, будто ты смотришь на икону через почти непрозрачное темно-коричневое стекло (...) сложно было судить о сохранности живописи, потому что многие возможные утраты не были различимы из-за толстого темного слоя олифа на поверхности (...) Работа заняла по раскрытию около восьми лет. После того, как икона была раскрыта, выявился колорит авторской живописи. Он яркий и праздничный. Стали видны многие мельчайшие интересные детали", - отметила Юдина.
В ходе реставрации были выявлены некоторые надписи, детали костюмов и фонов.
"Иконе уже более 600 лет. Икона многократно обновлялась. Самым масштабным из этих слоев, предположительно, он был выполнен в 15 веке через очень короткий срок после написания иконы", - сказала реставратор.
Она также сообщила, что "интересный результат дала съемка иконы в инфракрасных лучах". "Особенно ярко это видно на изображении Гиены Огненной. На фотографии в инфракрасных лучах выявилась очень подробная композиция со множеством персонажей и с центральной фигурой Сатаны, с Иудой на коленях (...) К сожалению, на сегодняшний день эта композиция сохранилась только в подготовительном рисунке. Ее видно только на фотографии в инфракрасном спектре. Вся эта композиция скрыта от нас плотным слоем поновительской записи поздней", - добавила Юдина.
Она также отметила, что реставрация была выполнена на высочайшем научном уровне, с использованием современных методик и средств. "Теперь, когда икона раскрыта, мы в полной мере можем судить о колорите и характере раскрытой живописи, о сохранности красочного слоя, а также об истории бытования памятника, изучая этапы ее поновления. И благодаря проведенной реставрации открылся новый путь для научного изучения иконы на современном уровне", - добавила она.
Реставрация иконы, которая на протяжении многих десятилетий находилась в экспозиции собора, в южном пристенном иконостасе, началась с 2016 году в мастерских Музеев Московского Кремля. Завершение работ по реставрации иконы подтвердило предположение исследователей о её принадлежности к искусству Московского княжества рубежа XIV - XV столетий. Тем самым исследователи Музеев Московского Кремля могут с уверенностью говорить о том, что образ из Успенского собора - один из самых ранних примеров в русской иконописи обращения к теме "Страшного суда", сохранившихся до настоящего времени.
Кроме того, икона, по всей видимости, являлась одним из главных иконографических прототипов аналогичной сцены в росписи 1408 года в Успенском соборе города Владимира, авторами которой были Даниил Чёрный и Андрей Рублев.