Москва. 23 декабря. ИНТЕРФАКС - Госбанки сообщили о финансовом закрытии крупнейшего в России концессионного проекта - строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва - Санкт-Петербург.
Всего были подписаны договоры на привлечение финансирования в проект общим объёмом 1,788 трлн рублей, говорится в сообщении Сбербанка. Он не раскрыл объем собственного участия в синдикате. ВТБ сообщил, что со своей стороны планирует предоставить более 400 млрд рублей.
"У ВТБ накоплен огромный опыт по финансированию и самостоятельной реализации масштабных инфраструктурных проектов, который будет применен и при финансировании строительства ВСМ", - заявил член правления банка Виталий Сергейчук, чьи слова приводятся в релизе.
Сбер выступил организатором двух синдицированных кредитов на строительство инфраструктуры и финансирование приобретения высокоскоростного подвижного состава, говорится в сообщении банка. Помимо Сбера и ВТБ, в состав синдиката вошли Совкомбанк "и другие финансовые организации", отмечается в релизе Сбербанка. Заёмщиком по первому кредиту выступает концессионер проекта - ООО "ВСМ Две Столицы", заёмщики по второму кредиту - компании группы ГТЛК, заказчика серийных поездов. Сроки кредитов составляют 21 и 25 лет соответственно.
Сбербанк также выступает в проекте в качестве кредитного управляющего, управляющего залогом и межкредиторского агента.
В число организаций, которых Сбер в своем релизе упомянул как партнеров проекта, входят РЖД, УК "Лидер" и Московский метрополитен.
Сейчас, по словам главы Минтранса РФ Романа Старовойта, "ведётся активная работа по реализации проекта, в том числе в отношении документационной базы, подписаны основные соглашения, обеспечивающие процедуру финансового закрытия проекта".
Помимо договоров синдицированного кредита в рамках финансового закрытия был подписан ещё ряд документов, обеспечивающих функционирование проекта на инвестиционной и эксплуатационной стадиях: акционерное соглашение, договор организации перевозки, дополнительное соглашение к концессии ВСМ, прямое соглашение между кредиторами проекта и государством.
"Оформление всех отношений между участниками проекта в обязывающие договоры заняло более 5 месяцев с момента подписания концессии 5 июля 2024 года, и это очень короткий срок для такого объёма документации. Было подписано более 10 тыс. страниц различных документов, подписантами выступили 15 организаций, которые поставили более 1000 подписей", - отметил первый зампред правления Сбербанка Александр Ведяхин.
По его словам, подготовительная стадия проекта ВСМ, тем самым, закончена, и он вступил в инвестиционную стадию. "В ближайшие 6 лет на строительство инфраструктуры проекта и поставку подвижного состава должны быть освоены колоссальные ресурсы банков, пенсионных фондов, акционеров и государства. Все они предоставляются в проект с учётом возможности их возврата из доходов проекта в последующие годы. При этом срочность заёмных средств - до 25 лет, что беспрецедентно для российского финансового рынка", - сказал Ведяхин.
Проект предполагает строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петербург протяженностью 679 км и создание высокоскоростного подвижного состава. Его реализация подразумевает создание принципиально новой для РФ технологии в железнодорожном сегменте, в частности, появление специализированного сегмента машиностроения для производства высокоскоростных подвижных составов. Время в пути между городами составит 2 часа 15 минут.
Строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петербург предусмотрено транспортной стратегией РФ до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. ВСМ Москва - Санкт-Петербург пройдет по территории шести субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москва и Санкт-Петербург, Ленинградской, Новгородской, Тверской и Московской областей.