По сообщениям столичных властей, экономика Москвы в целом восстановилась после кризиса, связанного с пандемией COVID-19 и последовавших ограничений. Но как на нее может повлиять осенняя волна заболевания?
Этот вопрос, а также темы тарифного регулирования, столичного бюджета будущего года и применения механизма заимствований "Интерфакс" обсудил с заммэра города по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимиром Ефимовым.
- Давайте поговорим на самую актуальную на сегодня тему – коронавирус. Как пандемия COVID-19 изменила рынок труда в Москве?
- Пандемия уже привела к тому, что в ряде отраслей выросла потребность в работниках. Речь идет, например, о сфере IT, медицине и доставке товаров.
Востребованность новых кадров в IT связана с ускоренной цифровизацией всех сфер жизни, которая получила мощный стимул в прошлом году и продолжается сегодня.
Все больше медиков требуется сфере здравоохранения по понятным причинам: нагрузка на больницы и поликлиники возросла.
Наконец, развитие сервисов по доставке товаров связано со стремительным переходом потребителей в онлайн-сегмент. За счет этого выручка предприятий непродовольственной торговли в Москве растет, при этом посещаемость торговых центров не восстановилась – и, видимо, уже не восстановится – до докризисных показателей. Сегодня она на 20% ниже значений 2019 года.
- Сказался ли на уровне безработицы ввод в Москве летом 2021 года обязательной вакцинации против COVID-19 60% сотрудников так называемых "контактных" сфер?
- На рынке труда это требование существенно не сказалось, если не считать настороженности некоторой части сотрудников в начале кампании по вакцинации. Мы видим, что абсолютное большинство людей, работающих в "контактных" сферах, согласилось с необходимостью прививок, понимая, что такой шаг сегодня просто необходим для защиты и собственного здоровья, и благополучия своих близких.
- Весной вы выразили надежду на восстановительный рост экономики в 2021 году. Изменился ли этот прогноз с учетом последовавших летом и осенью волн пандемии?
- Не изменился. По всем макропоказателям мы либо вернулись к уровню докризисного 2019 года, либо превзошли его.
Например, безработица в Москве практически снизилась до значений двухлетней давности. Сегодня она составляет 0,5% – это – с точки зрения экономики – так называемый "естественный уровень безработицы", то есть минимально возможный.
Объем инвестиций вырос на 20% относительно 2020 года. Рост более 20% видим и в промышленности. За восемь месяцев этого года объемы промышленного производства увеличились уже на 25,1%, при этом год назад рост столичной обрабатывающей промышленности составил чуть более 16%.
Хорошо себя чувствует строительная отрасль: за три квартала 2021 года в Москве ввели в строй более 10 млн кв.м. недвижимости и досрочно выполнили годовой план. Физические объемы строительства выросли на 20%.
Важно, что и правительство Москвы не сокращает программу развития - мы в полном объеме выполняем инвестиционные обязательства, взятые на себя городом, это касается и развития транспортной системы города, и строительства социальных объектов.
Восстановление экономики города сказывается на доходах бюджета: растут налоги на прибыль, на доходы физических лиц.
- Насколько новые COVID-ограничения отразятся на состоянии экономики Москвы?
- Думаю, что до конца года ситуация в экономике останется стабильной. Пока городу удается избегать существенных ограничений в сфере экономики - благодаря тому, что городская система здравоохранения адаптировалась к работе в условиях пандемии, в Москве сформирован резервный фонд коек для пациентов с коронавирусом, идет активная кампания по вакцинации против COVID-19.
Сейчас введено требование о переводе на дистанционную работу не менее 30% сотрудников, а также объявлен домашний режим для москвичей, которые находятся в зоне повышенного риска – пожилых и страдающих хроническими болезнями. Но мы видим, что предприятия столицы адаптировались к частично удаленному режиму, а многие компании уже перешли на гибридный формат.
- Какие механизмы сегодня применяют московские власти для повышения эффективности тарифного регулирования?
- Первый механизм – долгосрочные тарифы и регуляторные соглашения. Долгосрочные тарифы позволяют сделать работу регулируемых организаций прогнозируемой, реализовывать им свои инвестиционные программы – а значит, развивать городскую инфраструктуру.
К сожалению, пока не во всех отраслях можно подписывать такие документы, но надеемся, что рано или поздно Федеральная антимонопольная служба расширит область их действия.
Второй механизм – цифровизация. Он позволяет принимать тарифы быстрее, проще и прозрачнее.
- Существует тезис о выгодности частных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство. В Москве хорошо знакомы с возможностями государственно-частного партнерства (ГЧП). Считаете ли вы его перспективным именно для сферы ЖКХ?
- В Москве уже запущен первый ГЧП-проект в сфере ЖКХ – строительство завода по сушке илового осадка. Ожидается примерно 27 млрд руб. инвестиций.
Другими словами, использование этого механизма позволит нам привлечь вложения, которые сопоставимы с полугодовой выручкой всей городской системы водоснабжения и водоотведения. Без привлечения частного инвестора сделать это мы бы не смогли.
Сегодня мы рассматриваем возможность реализации еще одного проекта в этой сфере. Речь идет об извлечении из сточных вод азота и фосфора для переработки их в удобрения. Инвестор вышел с инициативой, в ближайшее время определимся с концессией.
- Москва в этом году проявила себя как активный заемщик средств. В связи с этим есть ли планы по восстановлению Москомзайма?
- Нет, таких планов у нас нет, поскольку на базе столичных департаментов финансов и экономики создана вся необходимая инфраструктура.
В этом году мы разместили заем всего на 115 млрд руб. Это была своего рода страховка, поскольку из-за угрозы COVID-ограничений точно спрогнозировать бюджетные доходы не представлялось возможным.
В бюджете следующего, 2022, года мы также предусмотрели возможность заимствования средств – в объеме до 300 млрд руб. Станем ли прибегать к ней – вопрос открытый, будем ориентироваться на актуальную ситуацию в экономике.
Отмечу, что доходная часть бюджета 2022 года сформирована в консервативном варианте из-за возможности COVID-ограничений и турбулентности мировой экономики. Так что будем следить за развитием ситуации.
- Это временные меры из-за пандемии?
- Я бы не стал их так называть. Заимствования – это нормальная практика, которая позволяет быстрее реализовать инфраструктурные проекты, которые дорожают из-за инфляции с течением времени. Так как Москва – сверхнадежный заемщик, мы можем размещать наши бумаги на выгодных условиях, и нам стратегически дешевле занять и реализовать проект сегодня, чем переносить его сроки на завтра. Сегодня стоимость строительных проектов растет так быстро, что нам выгоднее занимать деньги и вкладывать их в реализацию проектов, а не делать это медленнее, но на собственные средства.
Есть и дополнительный плюс подобной политики: при быстрой реализации инфраструктурных проектов происходит оперативный запуск смежных отраслей, которые тоже приносят доходы в бюджет. Например, после открытия новой станции метро вся прилегающая территория получает импульс развития: появляются новые предприятия, где работают люди, строится недвижимость, а значит, растут и налоги.
То есть заимствования – полезный инструмент, к которому мы будем прибегать в случае необходимости быстро реализовать тот или иной инфраструктурный проект.