Готовые домашние задания (ГДЗ) популярны как в сети, так и офлайн. Ежемесячно ГДЗ ищут более 200 млн раз. Чем вредны уже готовые решения и об их пользе "Интерфаксу" рассказала руководитель проекта "Измерение знаний" образовательной платформы Учи.ру Дарья Островская.
Популярность готовых домашних заданий
– На мой взгляд, тут есть две причины. Во-первых, такие запросы могут составлять родители, которые хотят помочь своим детям. Самим разобраться в теме может быть достаточно сложно, поэтому с помощью ГДЗ родители могут ребенку что-то объяснить. Но это, скорее всего, лишь малая часть запросов в сети.
Во-вторых, зачастую, для учеников очень важны оценки, и не важно, каким образом они дойдут до правильного решения. Такую же ситуацию мы видим и в работах наших учеников - для них страшнее получить плохую отметку, чем не понять материал. Могу сказать, что подобную ситуацию мы наблюдали в наших диагностиках. Некоторые ответы на наши задачи сливали на специализированные ресурсы, и по тем заданиям, где были неправильные ответы, мы видели проседание статистики. Получается, что дети не разбирались в решении, а просто списывали ответ.
На самом деле у использования "решебников" есть и положительная сторона: если у учеников развит навык самопроверки, готовые решения могут быть полезны. Например, ученик сам решает задачу и потом только проверяет, правильно ли он ее решил, не дожидаясь, пока учитель через два дня проверит домашнюю работу. В этом смысле, мне кажется, что ГДЗ неплохой инструмент, чтобы сразу найти свою ошибку и не допускать ее в решении следующих задач, особенно если их много.
Проблема, на мой взгляд, в том, что формированию навыка самопроверки уделяется недостаточно внимания в школах. Поэтому рассчитывать на то, что большинство школьников работают с ГДЗ именно так, я бы не стала.
Почему ГДЗ и "решебники" разрешены онлайн и офлайн?
– Наверное, потому что ГДЗ и "решебники" в целом можно считать методическим пособием. Например, родители хотят разобраться в заданиях, или ученики сами себя проверяют. В таком использовании нет ничего плохого. К тому же, во многих учебниках, где есть задачи, в конце часто и так даются ответы.
Насколько вреден эффект от готовых домашних заданий?
– Мне кажется, скорее вредны причины, по которым ГДЗ используются не так как надо. Негативно сказывается именно страх учеников сдать неправильный ответ и получить плохую отметку, нет мотивации разбираться в решении, а есть желание списать готовый ответ. А это приводит к отсутствию понимания и, как следствие, накоплению предметных дефицитов.
Есть ли смысл бороться с ГДЗ в школе?
– Мне кажется, что бороться с ними бесполезно – нужно научить ими правильно пользоваться. У нас сейчас мир открытой информации, в интернете можно найти ответы на все, что угодно. На примерах этих решений школьника можно многому научить. Например, как искать что-то, что тебе нужно, и выбирать, что правильно, а что нет. Это необходимо, поскольку даже в каких-то изданиях ГДЗ бывают неправильные ответы. Есть также несколько сервисов, где ученики пишут вопросы, и другие участники дают им ответы. Но при этом важно включать голову и понимать, верное ли решение тебе предлагают. В этом есть большой потенциал - научить детей работать с информацией. Это важный навык. И задача учителя не запрещать "решебники", а научить ими пользоваться, сохраняя у детей желание учиться и разбираться в предмете.
Методы борьбы за честную домашнюю работу
– Одним из универсальных методов является создание своих собственных задач. Однако для учителя это довольно трудозатратный путь. Другой вариант – использовать задания каких-то платформ, например, Учи.ру. У нас есть много разных алгоритмов, которые позволяют формировать задачи, есть также множество уже готовых вариантов.
Тем не менее, ключевым в этом случае все равно остается отношение ученика к домашней работе, к получению знаний и к тому, насколько для него важна формальная отметка. Любую задачу, даже если ее только что придумал учитель, можно попросить решить кого-то другого и потом списать решение. Поэтому, мне кажется, проблема изначально в отношении, в том, что ученики воспринимают, зачем им нужна домашняя работа. Технические методы борьбы с ГДЗ существуют, но они не дают 100% гарантию.
Наша справка:
Проблему списывания и использования ГДЗ проанализировали в образовательной платформе Skysmart Класс. Недавно компания провела исследование на эту тему. Ее сотрудники опросили 1700 учеников 5-11-х классов из разных школ России и выяснили наиболее популярные причины использования ГДЗ. Результатами пресс-служба платформы поделилась с "Интерфаксом". Рейтинг причин оказался следующим:
- Боязнь получить "двойку";
- Недостаток времени;
- Не понимаю материал;
- Не интересно;
- Не вижу смысла в предмете.
На первом месте оказалась боязнь получить плохую оценку. Причем этот страх увеличивается с возрастом. Согласно результатам исследования, в пятом классе лишь 14% учеников называют эту причину, но уже в восьмом классе 38% детей списывают именно из-за опасения увидеть в дневнике "двойку".
Вторая по популярности причина – нехватка времени. Сложнее всего восьмиклассникам – каждый третий участник отметил, что заданий слишком много. То же самое отмечают и старшеклассники. На третьем месте – непонимание материала. Распределение "непонимания" по классам:
в пятом классе не понимают материал 3% учеников,
в шестом таких уже 8%;
- в седьмом - 13%;
- в восьмом - 20%;
- в девятом - 27%;
- в десятом - 27%;
- а в 11-м - 20%.
Другие причины, которые называли ученики – "не интересно" и "не вижу смысла в предмете". Последняя причина характерна больше для выпускников, поскольку к этому времени многие определяются с вузом и будущей карьерой и попросту не хотят тратить время на другие предметы.
При этом выяснилось, что активнее всего пользуются ГДЗ и подобными ресурсами восьмиклассники – более 18% респондентов признались, что открывают сайты с ГДЗ при выполнении каждой "домашки" или самостоятельной работы.