Interfax-Russia.ru — Рыболовное судно затонуло в приморском порту Зарубино. Погиб старший механик, капитан судна госпитализирован.
Утром 2 февраля в приморском порту Зарубино произошло ЧП: прямо у причала затонуло рыболовное судно "Акванавт", принадлежащее ООО "Примкраб".
"В среду, около 10:00 (3:00 мск) у причала "Зарубинской базы флота" затонуло рыболовное судно "Акванавт". Судно следовало с рейсового задания. Во время разгрузки начало тонуть, полностью ушло под воду в течение нескольких минут. Эвакуировано 14 членов экипажа", — сообщил "Интерфаксу" представитель компании-судовладельца.
Позднее стало известно, что всего на борту находилось 15 человек. Одного из них спасти не удалось. Как сообщил позднее телеграм-канал правительства Приморья, погиб старший механик, его тело уже достали на поверхность. Также в результате ЧП пострадал капитан судна — его с переохлаждением доставили в больницу поселка Зарубино.
"Установлены боновые заграждения, разлива топлива нет", — также отмечалось в сообщении местных властей.
После гибели члена экипажа "Акванавта" Восточное межрегиональное следственное управление на транспорте СК России возбудило уголовное дело по ч. 2 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта, повлекшие по неосторожности смерть человека).
"Предварительно установлено, что 2 февраля в порту Зарубино, расположенном в Хасанском районе Приморского края, у причала N6 после начавшегося крена, потери остойчивости и поступления воды во внутренние помещения, произошло затопление судна "Акванавт". В результате погиб старший механик", — сообщили в пресс-службе управления. (https://zapsib-sut.sledcom.ru/news/item/1652793/)
Также проверку соблюдения законодательства в сфере безопасности мореплавания после ЧП в порту Зарубино начала Приморская транспортная прокуратура.
"В ходе проверки будут установлены причины произошедшего, дана оценка действиям экипажа и ответственных должностных лиц, при выявлении нарушений — принят комплекс мер реагирования для их устранения и привлечения к ответственности виновных", — сообщили в надзорном ведомстве.
Предварительно прокуроры установили, что при выгрузке продукции у причала порта судно получило резкий крен на левый борт и начало тонуть.
Также в обстоятельствах произошедшего разбирается и сам судовладелец. По заявлениям компании, судно вышло в рейс технически исправным.
"На судне "Акванавт" летом 2021 года проведен ремонт с проведением докового освидетельствования Регистром (РМСР). При оценке технического состояния корпусных конструкций судна замечаний не было. В предрейсовом отчете о готовности судна к выходу никаких неисправностей не заявлено, то есть судно вышло в рейс технически исправным", — сообщил "Интерфаксу" представитель ООО "Примкраб".
Представитель компании добавил, что, согласно ежесуточным отчетам, замечаний к работе механизмов не было.
Как считает президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев, ЧП не должно стать просто очередным подобным инцидентом, причины нужно учесть при разработке документов о снижении риска в рыболовстве.
"Необходимо учитывать выводы следственных и надзорных органов при рассмотрении запланированных на 2022 год проектов нормативных правовых документов: рекомендаций Минтруда по выбору метода оценки профессионального риска и по снижению уровня такого риска, методики проведения специальной оценки условий труда, проекта федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации (о техническом менеджменте судов)", — заявил Зверев "Интерфаксу" 2 февраля.
По его словам, выводы о причинах трагедии делать пока рано, нужно дождаться результатов работы следственных и надзорных органов.
"Расследование, по-видимому, будет включать изучение всего комплекса условий труда на предприятии, включая продолжительность фактического рабочего времени и фактического времени отдыха, всей системы подготовки членов экипажа и не ограничится проверкой документов о соблюдении требований безопасности мореплавания", — сказал он.
Как считает глава ассоциации, эта трагедия подтверждает необходимость разработки и принятия трехстороннего соглашения по социально-трудовым отношениям в сфере рыбохозяйственного комплекса, устанавливающего требования к условиям труда и соблюдению техники безопасности, подготовке и обучению членов экипажей, страхованию членов экипажей, включая утверждение минимального страхового возмещения и основания страховых случаев. Такой документ в отрасли не действует уже несколько лет.
Также, как ранее вице-премьер-полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев, необходимо установить предельный срок эксплуатации морских судов.
"Прозвучало предложение установить срок возможной эксплуатации судов, потому что сейчас достаточно много зарубежных судов ввозится в Россию бывшими в употреблении. Они ходят до того, пока где-нибудь не утонут, не перегородят морские пути, потом мы их за счет федерального бюджета поднимаем. Возникло предложение установить срок не более 30 лет эксплуатации. Мне кажется, что над этим надо подумать", — сказал полпред журналистам в ноябре 2021 года во Владивостоке после совещания по расширению механизма инвестиционных квот.
Еще одна недавняя инициатива по совершенствованию законодательства в сфере мореплавания направлена на предотвращение умышленного затопления судов. Согласно законопроекту, принятому Госдумой в декабре 2021 года, в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) вводится новая статья, которая предполагает наказание за такое деяние. В частности, за умышленное затопление морского судна или судна внутреннего плавания предлагается установить штраф: для физических лиц — на уровне от 3 млн до 5 млн рублей; для юридических лиц — от 15 млн до 20 млн рублей.
Законопроект также предусматривает ответственность за нарушение собственником затопленного судна сроков, в рамках которых он должен уведомить капитана морского порта о своем намерении приступить к поднятию затонувшего судна, а также за нарушение сроков его удаления. Так, штраф за это для физических лиц предлагается установить на уровне от 100 тыс. до 300 тыс. рублей: для юридических лиц — от 300 тыс. до 500 тыс. рублей. За просроченное удаление судна из акватории физических лиц предлагается наказывать штрафом от 300 тыс. до 1 млн рублей; юридических лиц — от 3 до 5 млн рублей.
Как сообщалось, Россия в декабре присоединилась к Найробийской конвенции о поднятии затонувших судов. Она принята 18 мая 2007 года в Найроби (Кения). Документ устанавливает единые международные правила и процедуры для обеспечения поднятия затонувших судов и уплаты компенсации за связанные с этим расходы.