Interfax-Russia.ru — Иркутские ученые создают сеть пунктов наблюдений за опасными геопроцессами в Бурятии и Приангарье. Одна из причин — четырехкратный рост сейсмоактивности на Байкале в 2021 году.
Институт земной коры Сибирского отделения РАН (г. Иркутск) оборудовал в Бурятии ряд пунктов комплексного мониторинга опасных геологических процессов для формирования фундаментальных основ их прогнозирования.
"В 2021 году было открыто несколько новых пунктов мониторинга. В частности, оборудованы пункты деформационного мониторинга в Максимихе, Улан-Удэ, Хурамше, пункты эманационного мониторинга и GPS-мониторинга в Максимихе", — рассказала ученый секретарь института Анна Добрынина.
До этого, в 2020 году такие пункты появились в поселках Бугульдейка и Листвянка, а также в деревне Тырган Иркутской области.
"А в 2022 году планируется открыть пункты мониторинга в Узурах (Ольхонский район Приангарья), Зун-Мурино (Тункинский район Бурятии), а также расширить (уже существующий пункт — ИФ) в Листвянке (Иркутский район Иркутской области)", — сказала Добрынина.
Она уточнила: сеть пунктов комплексного мониторинга опасных геологических процессов создается в Бурятии и Приангарье в рамках крупного федерального проекта министерства науки и высшего образования РФ "Фундаментальные основы, методы и технологии цифрового мониторинга и прогнозирования экологической обстановки Байкальской природной территории".
"На пунктах деформационного мониторинга перед землетрясениями возможно появление каких-то аномалий, аномалий в микросейсмических полях, в эманациях радона. Это все фиксируется, анализируется и вырабатываются фундаментальные основы для прогноза землетрясений", — пояснила Добрынина.
Как в свою очередь сообщила на той же пресс-конференции директор Байкальского филиала Единой геофизической службы РАН Елена Кобелева, в 2021 году ученые зафиксировали на Байкале настоящий пик сейсмоактивности.
"2021 год был самым насыщенным за всю историю инструментальных наблюдений в Байкальской рифтовой зоне (включает территории Иркутской области, Бурятии и Забайкальского края — ИФ). Если в среднем у нас за год фиксируется порядка 30 ощутимых подземных толчков, то в прошлом году их было 124. Каталог оперативных землетрясений обычно включает порядка 200 сейсмособытий — за прошлый год зарегистрировано 574", — сказала она.
Кроме того, в 2021 году активировались сразу 4 очага сейсмоактивности, хотя обычно за год фиксируется один-два. Так, в феврале "проснулся" очаг в районе Удоканского ГОКа (Каларский район Забайкальского края), поэтому в феврале-марте было зарегистрировано порядка 25 ощутимых 4-5 балльных землетрясений в поселках Новая Чара, Чара, Удокан.
"Эти события получили большой общественный резонанс. Дело в том, что комбинат, ведя свою деятельность, производит промышленные взрывы. Люди думают, что они спровоцировали землетрясения, что те имеют техногенную основу. Но нет. Это природная сейсмичность. Так просто совпало. Однако местные жители до сих пор пишут жалобы на комбинат", — отметила Кобелева.
Затем, 6 сентября в Иркутске, Ангарске и других населенных пунктах почувствовали Тофаларское землетрясение, произошедшее в горной системе Восточных Саян на территории Нижнеудинского района Иркутской области.
"В данном месте землетрясения никогда не происходили, и вот случилось. Роевая сейсмоактивность до сих пор наблюдается", — сказала Кобелева.
В районе Северомуйского тоннеля БАМ (Муйский район Бурятии), по ее словам, также наблюдается миграция сейсмичности.
"Началась активизация в 2014 году в одном очаге. Потом в 2015 году проснулся второй, который до сих пор действует. А в прошлом году чуть севернее Восточного портала Северомуйского тоннеля проснулся третий очаг", — уточнила Кобелева.
В свою очередь замдиректора Института земной коры Сибирского отделения РАН Владимир Саньков отметил, что подземные толчки в районе Северомуйского тоннеля слабые, но их много и они происходят на очень незначительной глубине — до 10 км. Соответственно, может деформироваться земная кора.
"Мы уже фиксировали такие деформации с помощью современных методов спутниковой геодезии. Порядка 6 см смещения на земной поверхности в результате первого роя землетрясений в 2014-15 годах", — отметил ученый.
Кроме того, возможно движение по разлому земной коры, проходящему под Муйским хребтом, который пересекает Северомуйский тоннель. В настоящее время ученые фиксируют вертикальные смещения порядка 1,4 мм в год, горизонтальные — 0,4-0,7 мм в год.
"Это все будет влиять на тоннель. На тоннель также отрицательно влияет высокий уровень термальных грунтовых вод, и их химическая агрессивность", — подчеркнул Саньков.
В течение года также фиксировались подземные толчки в "стандартном очаге" — в середине и на юге озера Байкала. Ощутимое землетрясение было 15 декабря с эпицентром в акватории озера возле поселка Танхой (Бурятия).
В свою очередь Кобелева также напомнила, что 2021 год начался с Хубсугульского землетрясения 11 января — четвертого по силе за всю историю наблюдений в Байкальской рифтовой зоне. К настоящему времени в районе озера Хубсугул (Монголия) зарегистрировано более 25 тыс. афтершоков. Они затухают, но продолжаются.
"Осенью мы за счет собственных средств поставили новую сейсмостанцию в Тункинской долине у поселка Туран (Бурятия) для мониторинга Хубсугула. Ожидается, что этот очаг будет сохранять активность порядка трех лет, монгольские ученые определили его диаметр в 50 км", — сообщила директор филиала.
Всего, по ее словам, в сети филиала сейчас действует 26 сейсмостанций.
В настоящее время, по данным ученых, уровень сейсмоактивности вокруг Байкала снижается, но продолжает превышать средние показатели. Так, за январь зарегистрировано 15 землетрясений — это больше обычного.
Помимо землетрясений пункты комплексного мониторинга, по словам Добрыниной, позволят отслеживать сели, обвалы и оползни.
Она напомнила, что в 2014 году по реке Кынгарга в поселке Аршан в Бурятии прошел селевой поток объемом более 16 тыс. кв. м. Находящаяся в Аршане сейсмическая станция записала сейсмограммы селевого потока. Она работала не все время, потому что прервалась подача электроэнергии, но несколько участков было записано. В последующем эти записи проанализировали ученые.
"Как только наверху началось движение селевого потока, во-первых, уровень микросейсмического фона увеличился, во-вторых, резко поменялась его ориентация, показывая направление на селевой поток", — сказала Добрынина.
Она отметила, что, если специалисты обладали бы тогда этими данными, они могли бы спрогнозировать ситуацию и успели бы предупредить местное население.
"Было тридцать минут от прихода первых предвестников до момента прихода разрушительного селевого потока в поселок Аршан. То есть если бы стояли сейсмостанции, метеостанция, фотоловушки и была система оповещения, то население поселка Аршан уже за 20 минут до потока было бы предупреждено, что помогло бы избежать и смерти, которая случилась, и громадного финансового, экономического ущерба, который понес поселок", — подчеркнула ученый секретарь.
Как сообщалось, в 2014 году селевой поток затопил в курортном поселке Аршан пять улиц. В результате были разрушены два моста через реку Кынгарга и 15 частных жилых домов, где проживали 23 человека. Еще 97 строений оказались заваленными грязью и камнями. Погиб один человек - жительница Иркутска, приехавшая в Аршан на отдых.