Interfax-Russia.ru — Специалисты отправились на север Камчатки, чтобы записать сказки и песни местных коренных народов, а также зафиксировать их традиционные обряды для будущих поколений.
Фольклорно-этнографическая экспедиция в составе специалистов Камчатского центра народного творчества отправилась в Карагинский район региона, чтобы записать песни и сказки проживающих там коренных народов, а также сохранившиеся родовые мелодии и национальные танцы.
"У нашего центра ежегодно проходит две экспедиции. Мы ездим в разные районы, села. Сегодня (23 марта — ИФ) мы прилетели в поселок Осорру, и уже оттуда переехали в село Тымлат. Тымлат — это место компактного проживания коренных малочисленных народов — коряков. Здесь мы будем находиться до 29 марта", — рассказала Interfax-Russia.ru начальник отдела сохранения нематериального культурного наследия Камчатского центра народного творчества Мария Беляева.
После Тымлата, по ее словам, специалисты отправятся в поселок Осорру, а затем в село Карага, где также проживают карагинские коряки. В общей сложности экспедиция продлится две недели.
"В каждом из населенных пунктов мы будем работать с местными жителями — старейшинами, носителями традиционных знаний, записывать их сказки, песни, родовые мелодии, воспоминания, сведения об обрядовых праздниках, традиционном укладе жизни коренных народов Камчатки, об изготовлении одежды и предметов быта традиционным способом. Также нам бы очень хотелось зафиксировать хореографическое искусство. Для этого мы хотим провести фольклорные посиделки, чтобы старейшины нам показали, как танцевали коряки раньше", — сказала она.
Также, по ее словам, в ходе экспедиции будут сделаны фото и видео самих сел.
"В составе каждой нашей фольклорно-этнографической экспедиции обязательно присутствует видеооператор, который снимает села на фото и видео. Благодаря этим материалам мы можем видеть, как населенный пункт менялся со временем", — пояснила начальник отдела сохранения нематериального культурного наследия Камчатского центра народного творчества.
При этом Беляева отметила, что, несмотря на влияние цивилизации, многие коряки по-прежнему стремятся вести традиционный для своего народа образ жизни, схожий с тем, что был у их предков.
"Бывает, что мы летом приезжаем, смотрим, а там во дворе многоэтажного дома стоит юрточка, и кто-то в ней живет (…) Или они часто летом надолго уезжают на рыбалку, подальше от цивилизации. То есть их тянет вернуться в ту жизнь, которая была у них в детстве", — отметила эксперт.
Также, по ее словам, Камчатка — это один из немногих регионов, где до сих пор сохранились мифологические сказки (всевозможные повествования о создании мира и вселенной, которые современное человечество считает отчасти фантастическими; легенды о жизни и деятельности древних героев и богов).
"Например, в Тымлате я очень много таких сказок записала (в прошлые экспедиции — ИФ). Сейчас вот сюда приехали, а половины бабушек, которые их рассказывали, уже нет в живых, но у нас есть тексты. Эти сказки — не авторские, не литературно обработанные, это очень аутентичные тексты. Поэтому с их переводом (со старого корякского языка на русский язык — ИФ) нам всегда помогают лингвисты", — пояснила собеседница Interfax-Russia.ru.
Эксперт выразила надежду, что в эту поездку ей удастся записать новые корякские сказки.
"Мы уже выпустили один сборник, называется "Мифологические сказки о Вороне". Он двуязычный: на корякском и русском языках", — сказала она.
Сборник содержит 33 текста, составленный из материалов, собранных во время фольклорно-этнографических экспедиций Камчатского центра народного творчества и Корякского центра народного творчества. К примеру, первая сказка, указанная в оглавлении, рассказывает о Кутхе и Миты.
Кутх — воплощение духа Ворона, главный персонаж мифологии не только коряков, но также ительменов и чукчей. По ительменским мифам, Кутх творил мир: спускал с неба землю, создавал горы и долины. В корякских сказаниях Ворон не создает Землю, но побеждает злых духов. Чукчи же верили, что Кутх сотворил собак, оленей, китов и птиц. Интересно, что божество также фигурирует в мифах и преданиях эскимосов и индейцев северо-запада Америки. Миты — женщина Кутха, на которой он женился после сотворения Камчатки.
Всего, по данным Камчатского центра народного творчества, на территории Камчатского края проживает пять коренных малочисленных народов: ительмены, коряки, камчатские эвены, чукчи, а также алеуты.
Когда-то ительмены занимали большую часть территории Камчатки, однако на сегодняшний день этот самобытный народ компактно проживает в селе Ковран (Тигильский район), а также небольшими группами на всей территории полуострова. Основным средством передвижения у ительменов остается езда на собачьих упряжках. Главные занятия представителей этого народа — рыболовство, собирательство и охота.
Один раз в год ительмены праздновали обрядовый праздник благодарения природе и очищения "Алхалалалай". Более 20 лет назад этот праздник возродили в селе Ковран, а сегодня его отмечают в селе Сосновка (ительменской деревне "Пимчах") и поселке Мильково. На празднике ительмены изгоняют злых духов, изображая страшные гримасы на лицах, и кричат во всю мощь.
Коряки подразделяются на две народности — чавчувены и нымыланы. Чавчувены заселяют внутренние районы Камчатки. Их основное занятие — оленеводство. Олень "дает" им все необходимое для жизни: мясо в пищу, шкуры — на изготовление одежды и для строительства жилищ (яранг), кости — на изготовление орудий труда и бытовых предметов, жир — на освещение жилья. Также олени являются и средством передвижения.
Кроме того, у оленных коряков хорошо развиты домашние промыслы: резьба по дереву и кости, плетение, обработка металлов, изготовление национальной одежды и ковров из оленьих шкур и вышивка бисером.
Обрядово-ритуальные танцы у чавчувенов приурочены к праздникам. Весной, в конце апреля — начале мая, после завершения отела, чавчувены устраивали торжество. Самый большой праздник у чавчувенов — возвращение стада с летовки. В это время забивают телят, и шкуры идут на одежду. Коряки считают, что удары в бубны и пение успокаивают важенок, у которых были отобраны и забиты телята. Праздник длился два-три дня. В январе чавчувены устраивают праздник по случаю большого забоя оленей. После зимнего солнцестояния оленеводы устраивали праздник возвращения солнца, включающий гонки на оленьих упряжках, борьбу, бег с палками, набрасывание аркана на движущуюся по кругу цель, подъем по обледенелому столбу.
Нымыланы — это народ оседлых береговых коряков. В древности они жили в полуземлянках на восточном и западном побережьях Камчатки. В настоящее время нымыланы проживают в Карагинском и Олюторском районах, а также расселены небольшими группами по всей территории Камчатки. Главные занятия народа — зверобойный промысел, рыболовство, охота и собирательство.
Празднества береговые коряки устраивали в начале и по окончанию охотничьего сезона. В наши дни особенно почитаемым праздником у этого народа остается "Хололо" (Проводы нерпы), когда исполняются обрядово-ритуальные танцы, где каждое движение носит благодарственный и имитационно-подражательный характер (как нерпа плывет, ныряет, выглядывает из воды).
Эвены в ряду камчатских аборигенов стоят несколько особняком. По происхождению и культуре они схожи с эвенками (тунгусами). Кроме оленеводства и охоты, береговые эвены занимались рыболовством и морским зверобойным промыслом. Из ремесел самым распространенным у эвенов было кузнечное дело. Жилищем камчатским эвенам служил чум, по устройству похожий на корякскую ярангу. Зимой для сохранения в жилище тепла к чуму пристраивали тунелеобразный вход.
Сегодня эвены компактно расселяются в Быстринском районе — поселке Эссо и селе Анавгай, в Пенжинском районе — в селах Слаутное и Аянка.
Чукчи — коренной народ крайнего северо-востока Азии, разбросанный на территории от Берингова моря до реки Индигирки и от Северного Ледовитого океана до рек Анадырь и Анюй. Основное занятие береговых чукчей — охота на морского зверя; зимой и весной — на нерп и тюленей, летом и осенью — на моржей и китов. Основное занятие тундровых чукчей — кочевое оленеводство. У народа развиты художественная резьба и гравировка по кости и моржовому клыку, аппликация из меха и тюленьей кожи, вышивка оленьим волосом. Основные праздники чукчей носили сезонный характер и были связаны с хозяйственными циклами. Они обычно сопровождались состязаниями в беге, борьбе, стрельбе, подпрыгивании на шкуре моржа, гонках на оленях и собаках танцами, игрой на бубнах, пантомимой.
Алеуты — народ, проживающий на Командорских островах. Как цельный народ, алеуты в основном проживают в США (на Алеутских островах, юго-западе полуострова Аляска и некоторых прилегающих к нему мелких островах). Заселение предками алеутов основной части их современной территории происходило в условиях миграции народов из Азии в Америку 10-12 тыс. лет назад.
Основными традиционными занятиями алеутов до контакта с европейцами были охота на морских животных (котиков, сивучей, каланов и пр.) и рыболовство. Алеуты также занимались заготовкой на зиму птичьих яиц, сохраняя их в сивучьем жире.
В настоящее время алеуты проживают в селе Никольское — административном центре и единственном населенном пункте Алеутского района Камчатского края.
Селения алеутов располагались на морском побережье, часто в устьях рек и состояли из двух-четырех больших полуземлянок (улягамах). Для них выбирали высокие, открытые места, чтобы удобно было наблюдать за морскими животными и приближением врагов. Полуземлянки строили из плавника, сверху покрывали сухой травой, шкурами и дерном. В крыше оставляли несколько четырехугольных отверстий для входа, забирались туда по бревну с зарубками.
Один из главных алеутских праздников — праздник зимнего солнцестояния — сопровождался плясками, драматическими представлениями охотничьих сцен и мифологических сюжетов, раздачей подарков. Обряды, предшествовавшие охотничьему сезону, славились пантомимами и танцами под пение и бубен.