Interfax-Russia.ru — Полигон химических отходов мог стать источником загрязнения акватории у берегов Камчатки. Сейчас его территорию обследуют специалисты.
Губернатор Камчатского края Владимир Солодов назвал Козельский полигон ядохимикатов возможным источником загрязнения акватории в районе Халактырского пляжа.
"Самый очевидный ответ, где может быть источник загрязнения, это Козельский полигон ядохимикатов. Прямо сейчас там находится группа специалистов, снимает все пробы, анализирует целостность конструкций, проводит замеры", — сказал глава региона 6 октября.
Также, по словам губернатора, специалисты обследуют и расположенный рядом с полигоном приток реки Налычева, впадающей в Авачинскую бухту.
Кроме того, власти проверят на причастность к загрязнению акватории Авачинской бухты Камчатский водоканал и "Камчатскэнерго".
"Самого вещества нигде мы пока ухватить не можем. Мы можем только предполагать, что могло так отразиться на экологии, по тому, как выглядит бентос, организмы, выбросы и так далее. Это косвенные свидетельства", — отметил Солодов.
Козельский полигон ядохимикатов находится рядом с одноименным вулканом в 35 км от Петропавловска-Камчатского. Согласно данным из открытых источников, здесь хранится более 100 тонн различных ядохимикатов и пестицидов, в том числе порядка 20 тонн соединений мышьяка, захороненных в период с 1979 по 1982 годы. Могильник был законсервирован в 2010 году.
Еще одной причиной произошедшего, как пишут местные СМИ, могла стать утечка химикатов с Радыгинского полигона, где с 1998 года хранится около 300 тонн ракетного топлива. Рядом с этим полигоном рек и озер нет, однако рядом есть сухие русла, которые наполняются водой во время дождей, и выходят к океану как раз в районе Халактырского пляжа. Специалисты также проверят и его.
Версию о том, что экологическое ЧП у берегов Камчатки могла спровоцировать вулканическая или сейсмическая активность, ученые назвали маловероятной.
"Сами по себе землетрясения не приводят к выбросу опасных веществ в воздух или в океан. Ко всему прочему в последнее время сейсмическая обстановка на Камчатке и в особенности в Авачинском заливе спокойная", — сообщил "Интерфаксу" директор камчатского филиала Федерального исследовательского центра "Единая Геофизическая служба РАН" (КФ ФИЦ ЕГС РАН) Данила Чебров.
По его словам, на Камчатке сейчас происходят только небольшие землетрясения, гипоцентры которых находятся на глубине в несколько десятков километров, а удаленных сильных сейсмособытий, сотрясения от которых могли бы спровоцировать какие-нибудь вторичные геологические явления в Авачинском заливе, не было с весны.
"Следует исключить и версию с подводными вулканами. В Авачинском заливе подводный вулканизм не отмечен. Также невероятной представляется возможность образования нового подводного вулкана недалеко от побережья. Очевидно, событие такого масштаба сопровождалось бы сейсмичностью, и было бы замечено системой сейсмического мониторинга КФ ФИЦ ЕГС РАН", — сказал ученый.
Что касается остальных экзотических явлений, таких как внезапное высвобождение накопленных опасных веществ из земной коры, то они, по мнению сейсмолога, также маловероятно.
"Дело в том, что масштаб таких явлений должен быть настолько впечатляющим, что они также не могли бы пройти незамеченными. Если предположить, например, что произошел выброс метана или сероводорода, то потребовались бы многие тысячи тонн этих газов чтобы отравить побережье Халактырского пляжа", — сказал Чебров.
Аналогичного мнения придерживается и директор Института вулканологии и сейсмологии (ИВиС) ДВО РАН Алексей Озеров. Как полагает специалист, причиной экологического бедствия у берегов Камчатки не могут быть последствия сейсмической или вулканической деятельности.
"Однозначно можно говорить о том, что причиной произошедшего не могут быть последствия сейсмической или вулканической деятельности. Это не природное явление, а скорее техногенное", — сказал он.
Также, как полагают эксперты, причиной массовой гибели морских обитателей не мог стать и шторм, он лишь выбросил их трупы на берег.
"Выбросы донных видов известны и не редки. Но для этого нужен хороший шторм, хороший накат и хорошая волна. В данном случае трудно говорить о том, что такие выбросы (животных – ИФ), которые наблюдал я на видео, особенно их видовой и систематический состав, связан с какими-то природными факторами, — в частности, со штормами", — сообщил 6 октября в прямом эфире ситуационного центра в правительстве региона заведующий лабораторией промысловых и беспозвоночных Камчатского филиала Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (КамчатНИРО) Павел Иванов.
Он отметил, что животных выбросило на берег уже мертвыми.
"Видно, что животные уже мертвы и мертвы не буквально сейчас, а какое-то время до этого", — добавил он.
При шторме, как пояснил ученый, морских обитателей выбрасывает на берег еще в живом виде, они какое-то время еще остаются живы и шевелятся.
Сотрудники Кроноцкого государственного заповедника вместе со специалистами КамчатНИРО на днях обследовали прибрежную акваторию Авачинского залива от мыса Налычево до острова Старичков. На протяжении всего пути ученые отбирали пробы воды и грунта в океане и впадающих в него реках. Также специалисты взяли образцы павших морских животных. Обследование дна помогал проводить профессиональный водолаз, подводный фотограф Александр Коробок.
"Мы обследовали дно океана у устья реки Налычево, в бухте Спасения, бухте Гротовая, в окрестностях острова Старичкова. При погружении на глубину 5-15 метров практически на протяжении всего пути были обнаружены мертвые морские ежи, морские звезды, балянусы, рыбы, морские черви, панцирные и голожаберные моллюски. Если сравнить с тем, что я наблюдал до загрязнения океана, можно сделать вывод, что погибло около 90% всех донных организмов", — рассказал водолаз.
Он также отметил, что у мыса Налычево видимость была практически нулевая.
"Вода коричневого цвета из-за взвеси разложившихся гидробионтов, что нехарактерно для мелководных скалистых открытых рифов. На поверхности также присутствует множество плавающей органики", — добавил Коробок.
Вместе с тем, как отметили исследователи, морские млекопитающие и птицы, обитающие у побережья и на островах, не пострадали. Их численность и распределение соответствует сезону.
Между тем, как считает старший научный сотрудник Кроноцкого заповедника, морской биолог Иван Усатов, произошедшее в перспективе может сильно ударить по каланам — животным, занесенным в Красную книгу России.
"Они не могут кормиться павшими морскими ежами, которые являются основой рациона этих морских млекопитающих. Соответственно резкое сокращение количества донных организмов повлияет на состояние и численность популяции морских выдр", — пояснил он.
По словам ученого, как только позволит погода, специалисты отправятся на остров Уташуд — одно из ключевых мест обитания каланов и ларг.
"Там мы оценим обстановку визуально и возьмем пробы", — сообщил Усатов.
Пока одна группа ученых обследовала Авачинский залив, другая осматривала береговую полосу в приустье рек Халактырка, Таенка и Налычева. Там специалисты также отобрали необходимые пробы воды для исследования. Мертвых животных на берегу, как и источника загрязнения, они не обнаружили.
О том, что неизвестная отрава в настоящее время распространяется дальше вдоль побережья Камчатки, сообщил также видеограф Эрнест Леонидов, который побывал недавно на мысе Зеленом и в бухте Вилючинской.
"Там (в районе мыса Зеленый — ИФ) огромное пятно непонятно чего, цвет - коричневый. За несколько километров от берега уже цвет воды изменился. Как я это заметил: мы ехали на катере, искали загрязнение, и я увидел, что цвет воды от винтов стал коричневый. Тогда я обратил внимание на прибрежную линию — раньше пена, когда волна врезается в берег, была идеально белая, а сейчас отдает какой-то желтизной. Я поднял дрон, и увидел весь масштаб (загрязнения – ИФ)", — рассказал он Interfax-Russia.ru.
При этом какого-то необычного запаха у воды Леонидов не заметил.
"Я намочил руку, понюхал — нормальным океаном пахнет. Попробовал воду – вкус морской воды. Единственное, язык немножко онемел, и когда онемение прошло, еще часа 3 было жжение на языке", — сообщил он.
Также ничего особенного видеограф не заметил и в поведении калана, который попался ему у мыса Зеленый.
"Я читал недавно про каланов (…) Каланы очень чувствительны к чистоте воды, даже небольшое масляное пятно их убивает, потому что у них нет жира, у них шерсть, и они постоянно взбивают ее лапами, вычесывают, насыщают ее кислородом, чтобы она хоть как-то держала тепло. А даже маленькое пятно слепляет их шерсть, у них нарушается теплоотдача, и они погибают. И если бы это были нефтепродукты, думаю, мы бы его там не увидели", — предположил собеседник Interfax-Russia.ru.
По его словам, животное вело себя как обычно.
"Я к нему решил подойти на катере, но он нас близко не подпустил, значит, он нас видел, слышал, как-то ощущал. Точно так же, как они всегда обычно делают. Заныривал, выныривал, вел он себя как обычный калан", — добавил он.
На берегу никаких мертвых животных Леонидов также не увидел.
"Но насколько видимости с дрона хватает, везде эта пена (желтая), и ее несет на всю бухту. Протяженность этого пятна — многие километры", — добавил видеограф.
Леонидов сообщил, что взял пробу воды в районе мыса Зеленый и готов отправить ее специалистам, если кто-то захочет ее исследовать.
Также видеограф предложил свою помощь в обследовании дна Авачинской бухты.
"В Москве у моего товарища есть подводный дрон, он до 100 метров погружается. С хорошим качеством видеосъемки, с фонарями. Если кто-то летит на Камчатку, он может доставить его сюда, и будет возможность осмотреть дно (…) Неизвестно, что там под водой происходит, а на 100 метров никто (из водолазов – ИФ) не пойдет. А у меня есть возможность обследовать дно во всей этой акватории, и в разы быстрее, чем это сделает водолаз", — сказал Эрнест Леонидов, попросив связаться с ним всех заинтересованных.