Interfax-Russia.ru — Букварь на уйльтинском языке издали для сахалинских школ, где обучаются дети коренных малочисленных народов Севера.
Учебное пособие "Букварь. 1 класс. Уильтинский язык" презентовали 21 февраля в школе-интернате N3 "Технологии традиционных промыслов народов Севера" в городе Поронайске (центральная часть Сахалина).
"Поронайский район является местом проживания и ведения традиционной хозяйственной деятельности четырех коренных этносов Сахалина, самым малочисленным из которых является уйльта, в Сахалинской области их проживает около 300 человек, чуть больше 30 из них дети школьного возраста. Именно для этих детей, желающих изучать родной язык, министерство образования региона разрабатывало единственное в стране учебное пособие — букварь на уильтинском языке", — говорится в пресс-релизе министерства образования Сахалинской области, поступившем в "Интерфакс".
На создание особого букваря у специалистов ушло два года. Авторами издания стали носительница северного диалекта уильтинского языка Елена Бибикова, носительница южного диалекта уильтинского языка Минато Сирюко, доктор филологических наук, сотрудник Института лингвистических исследований РАН (Санкт-Петербург) Александр Пивнов и кандидат исторических наук Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН (Москва) Людмила Миссонова. Иллюстрации к букварю нарисовала уйльтинская художница, член Союза художников России Виктория Осипова.
В комплект помимо самого букваря входят прописи и уильтинско-русский словарь.
"Работа над созданием букваря уильтинского языка стала истинно этнографической работой, ведь авторам удалось сохранить фольклорные образцы стихов и сказок на родном языке (…) Уверена, что букварь значительно облегчит изучение родного языка для ребят, позволит постичь духовную и материальную культуру своих предков", — приводятся в пресс-релизе слова министра образования Сахалинской области Анастасии Киктевой.
Уйльта (или ороки, орочоны) — самый малочисленный коренной народ, проживающий преимущественно на острове Сахалин.
Уйльтинские общины расселились на Северном Сахалине от полуострова Шмидта до залива Терпения еще в начале XIX века. Они кочевали вокруг заливов Охотского моря и по рекам севера острова.
Уильтинцы разводили домашних северных оленей и использовали их в качестве средства передвижения и перевозки груза на сезонные стоянки в другие места тайги. Зиму они проводили в горных районах, охотясь на пушных животных, мех которых пользовался спросом на рынке. Весной кочевали ближе к морскому берегу, летом подходили совсем близко к берегу для ловли рыбы, заготовки ягод и других растений. Осенью мигрировали в предгорья для подготовки к зиме. Кочевой образ жизни определил их быт: переносной чум, крытый шкурами и покрышками, летнее временное жилище, покрытое корой лиственницы, позже — палатка из ткани, мобильные предметы быта и оленеводства.
Также порядка 50-60 представителей Уйльта живут в Японии на острове Хоккайдо. Это потомки уильтинцев, уехавших или высланных в Японию в конце 1940-х и в 1950-е годы.
Уильтинский язык относится к южной (нанийской) подгруппе тунгусской ветви тунгусо-маньчжурской группы алтайской языковой семьи. В нем выделяют два диалекта: северный (восточносахалинский) и южный (поронайский). Несмотря на некоторые различия между ними (в основном, фонетические и лексические) — носители разных диалектов хорошо понимают друг друга.
Вместе с тем, уильтинский язык контактирует с русским, нивхским, айнским, эвенкийским, нанайским, японским, корейским языками. При этом именно русский язык сегодня является основным для носителей уильтинского. Отдельные носители северного уильтинского диалекта также знают эвенкийский, а некоторые носители южного диалекта — японский.
В настоящее время, как отмечают лингвисты, уильтинский язык находится на грани исчезновения. Естественная передача языка от родителей к детям внутри семьи прервана 50-60 лет назад. Сегодня осталось менее 10 носителей уильтинского языка разного уровня (компетентных носителей пятеро), младшим из них за 60.
Всего в Сахалинской области проживают более 4,1 тыс. представителей коренных малочисленных народов Севера: нанайцы, нивхи, уйльта и эвенки. Работают две региональные и четыре местные общественные организации коренных малочисленных народов Севера, региональный совет уполномоченных представителей, 79 родовых общин и хозяйств.
По данным регионального Минобразования, сахалинские школы, где обучаются дети коренных малочисленных народов Севера, регулярно получают учебные пособия по изучению родного языка, словари нивхского языка (амурский и сахалинский диалект). Расширяется и штат преподавателей. В 2021 году дипломы учителей родного языка получили одиннадцать сахалинских педагогов — представителей коренных малочисленных народов Севера.
Также большое внимание сохранению языков коренных малочисленных народов Севера уделяют на Ямале. На днях в регионе состоялся специальный диктант "Язык наш веками отточен". Его провели на 45 площадках в онлайн и офлайн форматах. По предварительной информации, очное участие в диктанте приняли свыше 600 человек.
"Тексты читали опытные педагоги, эксперты из числа носителей на четырех языках и диалектах: тундровом и лесном диалектах ненецкого языка, шурышкарском, приуральском и сургутском диалектах хантыйского языка, ижемском диалекте коми и селькупском языке", — сообщила пресс-служба губернатора региона.
Тексты диктанта эксперты составили на основе произведений северных авторов. Так, на тундровом диалекте ненецкого языка текст повествует о жизни главного героя-кочевника в тундре и о взаимосвязи семьи с оленем. На шурышкарском диалекте хантыйского языка текст в стихотворной форме представляет собой отрывок из героического сказания. На селькупском языке участники познакомились с переведенным отрывком из произведения Константина Паустовского "Заячьи лапы", где рассказывается о попавшем в лесной пожар охотнике, которому на помощь приходит заяц. А текст на ижемском диалекте языка коми основан на воспоминаниях старожилов и посвящен традиционным праздникам и встречам народа коми.
Результаты диктанта организаторы объявят 30 марта.
По данным регионального правительства, диктант на языках коренных северян проводится на Ямале уже в седьмой раз. В прошлом году участие в нем приняли 815 жителей региона в возрасте от 10 лет до 81 года. Для них диктант был организован на 37 площадках.
На Ямале проживают представители более 112 национальностей и народностей. 49 тыс. человек являются представителями коренных малочисленных народов (ненцы, ханты и селькупы), из них 19 тыс. человек ведут кочевой образ жизни.
Родные языки коренных малочисленных народов Севера преподают на Ямале в 40 образовательных учреждениях, изучают дисциплину 5,3 тыс. школьников.