Дальний Восток / Новости 30 апреля 2020 г. 14:43

ОБЗОР: Частные владельцы АЗС на Дальнем Востоке столкнулись с резким падением спроса и нестабильным оптом

Владивосток. 30 апреля. ИНТЕРФАКС - Принятые в регионах Дальнего Востока ограничительные меры по COVID-19 стали причиной резкого падения спроса на топливо. Хотя розничные цены остаются стабильными, оптовые продолжают колебаться, причем в предпраздничные дни ажиотажный спрос на бирже подогрел цены. Об этом сообщили "Интерфаксу" участники рынка.

ТОПЛИВНЫЙ СПРОС

Падение цен на нефть в мире практически не сказалось на внутреннем рынке топлива Дальнего Востока. При этом ограничительные меры, принятые на фоне коронавируса, спровоцировали серьезное снижение спроса.

"Карантинные меры и спад деловой активности негативно отразились на топливном рынке. Первым отреагировал розничный рынок. В марте-апреле мы наблюдаем снижение спроса на моторные топлива и СУГ (сжиженный углеводородный газ - ИФ) в Якутске на 25-35%. В других регионах Дальнего Востока и Сибири объем потребления сократился еще сильнее", - сообщил "Интерфаксу" представитель ПАО "Якутская топливно-энергетическая компания" (MOEX: YAKG) (ЯТЭК), являющегося единственным в Якутии производителем моторного топлива.

Тенденцию снижения подтвердила и Елена Шунько, владеющая АЗС в портовом городе Корсаков на Сахалине. По ее словам, "народ стал заправлять свои автомобили на 30-40% меньше, чем раньше, спад наблюдается по всем видам топлива".

В Минтрансе Сахалина отметили, что режим самоизоляции и другие меры "значительно сократили количество поездок" жителями региона. В результате в апреле спрос на топливо на автозаправках острова снизился примерно на 30%.

Аналогичное падение наблюдается и на АЗС сети Benzo в Приморском крае.

"Обороты по продаже бензинов в адрес физических лиц в среднем уменьшились на 30%. Юридические лица, среди которых такие структуры, как больницы, поликлиники, роддома, пожарные и поисковые отряды, водоканалы и пр., зачастую заправляют транспорт своих автопарков дизельным топливом, его обороты также упали на 30%", - сказала "Интерфаксу" коммерческий директор сети Benzo Анна Моисеенко.

В отдельных случаях спад оказался более серьезным.

"Реализация всех видов топлива у нас на АЗС упала в 2,5 раза. Люди сидят дома, машины ездят меньше", - резюмировал директор компании ЗАО "Дизель-Трейд" (Сахалин) Александр Юрачковский.

РОЗНИЧНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ

Что касается цен на бензин и дизтопливо, то в рознице они в основном остались неизменными или несколько снизились вслед за произошедшим в марте-апреле падением оптовых цен. В отдельных регионах они, напротив, демонстрируют небольшой рост.

"С марта розничные цены на АЗС сети Benzo снизились на 0,4 % на автобензин Аи-92, на 0,7% - на автобензин Аи-95 и на 1,6% - на дизельное топливо", - сообщила Моисеенко.

"На розничном рынке не произошло значительного снижения цен на моторные топлива. Это обусловлено несколькими факторами. Во-первых, внутренние цены на него не имеют жесткой взаимосвязи с внешними ценами. Во-вторых, из-за снижения объемов реализации моторных топлив, владельцы большинства АЗС решили не менять цены, чтобы сохранить и так падающую выручку", - отметили в ЯТЭК, уточнив, что с 23 апреля по 15 мая компания снизила розничную цену на автомобильный пропан-бутан в Якутии на 14% - до 21 рубля за литр.

Представитель Амурского топливного союза Павел Филипченко уточнил, что "с начала года в крупнооптовом сегменте цены снизились, но, не в такой степени, как стоимость нефти". "В розничном такой возможности нет. Так как здесь заметно снизился спрос на бензин, соответственно, расходы на каждый проданный литр увеличились. При этом компании сейчас работают в особом режиме, который предусматривает соблюдение мер безопасности для сотрудников и клиентов", - сказал представитель союза.

Вместе с тем, заместитель руководителя Хабаровского УФАС России Николай Костромеев сообщил "Интерфаксу", что с начала года в регионе наблюдается рост стоимости бензина. В частности, Аи-92 через АЗС компании "Востокнефтепродукт" подорожал на 1,8%, Аи 95 - на 1,7%, зимнего дизтоплива - на 1,6%. Повышение цены фиксировалось трижды - в январе, феврале и марте. Также в январе и феврале поднимало цены ООО "ННК Хабаровскнефтепродукт".

"Применимо к Дальневосточному федеральному округу цены на топливо как оптом, так и в розницу с начала года выросли на 5-10%, что вызвано стремлением крупных производителей минимизировать свои потери в этот достаточно непростой для них период, а также стремлением "зафиксировать" прибыль, хотя номинально большинство показывает "убытки", что просто им выгодно. Кроме того, на рынке светлых нефтепродуктов влияние оказывают всего 3-4 крупных игрока", - считают в Минтрансе Сахалина.

РОСТ И ПАДЕНИЕ ОПТА

В оптовом сегменте куда более резкие взлеты и падения цены.

"За последние полтора месяца очень сильные колебания цен были как на бирже, так и, соответственно, на территориальных площадках в оптовом звене. В этот период наблюдалось падение оптовых цен на всех территориях РФ. Но опять же, случившееся падение буквально за 27 и 28 апреля было отыграно - биржевые цены за два дня выросли от 2,5 тыс. до 4 тыс. рублей на тонну. Поэтому чуда не случается, и сложно сказать, что мы увидим через день-два", - сообщил "Интерфаксу" вице-президент Российского топливного союза Юрий Матвейко.

"В сегменте крупного опта цены на бензин за последнюю неделю резко выросли в связи с сокращением объемов (продаж на бирже - ИФ). Вероятно, это следствие временного снижения нормативов по совместному приказу ФАС и Минэнерго РФ об установлении минимальной величины продаваемых на биржевых торгах нефтепродуктов", - добавил Филипченко.

По его словам, на данный момент объема продаваемого на бирже бензина с заводов, доступных для поставок на Дальний Восток, недостаточно.

"Мелкооптовый рынок по дизельному топливу сейчас вошел в период активных продаж - началась посевная кампания, строительный сезон. Поэтому снижения объемов продаж на бирже по дизельному топливу допускать ни в коем случае нельзя. Оптовый рынок сейчас находится в равновесии, и при уменьшении объема остро реагирует", - продолжил Филипченко.

"Не исключено, что нефтяные компании пытаются сократить объем продаж на бирже, чтобы создать некий ажиотаж и поднять биржевые цены. Может быть, это связано еще с тем, что в ближайшие две недели из-за выходных не будет торгов. И хоть потребление топлива сократилось, но оно все равно не остановилось, поэтому все пытаются сделать запас. А дефицит, как мы знаем, провоцирует рост цен", - считает Матвейко.

При этом Филипченко рассчитывает, что ситуация "не вызовет роста цен в розничном сегменте, так как компании сформировали запасы" по этому сегменту.

ПРОГНОЗ С ОГОВОРКОЙ

Давать какие-то прогнозы по поводу того, как будет развиваться топливный рынок в ближайшее время, участники рынка опасаются. Но серьезных изменений пока не ожидают.

"Биржевые цены хоть и не отличаются стабильностью, но коридор их колебания позволяет независимым АЗС реализовывать нефтепродукты в адрес конечного потребителя по конкурентоспособным ценам с оптимальной маржинальностью. На сегодняшний день, на наш взгляд, нет оснований полагать, что розничные цены будут подвержены серьезным изменениям", - отметила коммерческий директор сети АЗС Benzo.

Руководитель УФАС по Сахалинской области Максим Силичев считает, что сохранить стабильность розничных цен позволит принятый год назад правительством РФ демпфирующий механизм. "При высоких мировых ценах государство компенсирует нефтяным компаниям недополученную прибыль при поставках автомобильных бензинов и дизельного топлива на внутренний рынок. Если мировые цены, напротив, падают и экспортная цена на нефтепродукты становится ниже условной внутренней, тогда компании возвращают разницу между этими ценами в бюджет", - сказал он.

В ЯТЭК в свою очередь надеются, что "в ближайший месяц начнут постепенно снимать ограничения", связанные с коронавирусом. Это приведет к восстановлению деловой активности, перемещению населения и, соответственно, к "плавному восстановлению" спроса.