28 февраля. Interfax-Russia.ru - Законодательное собрание Приморского края поддержало стивидоров региона, выступивших против инициативы АО "Восточный порт" (крупнейшая стивидорная компания в порту "Восточный" Приморья, специализируется на перевалке угля на экспорт в АТР) о приоритете перевалки угля в специализированных угольных морских терминалах перед перевалкой в универсальных терминалах.
Соответствующее обращение к губернатору Приморья депутаты Заксобрания одобрили на заседании в среду.
Инициаторами обращения выступили АО "Находкинский морской торговый порт", ООО "Компания "Аттис Энтерпрайс", АО "Терминал Астафьева", АО "Дальмормонтаж", АО "Приморский завод", переваливающие уголь в портах Находка и Восточный.
"Указанные компании выражают обеспокоенность предложением АО "Восточный порт" в адрес президента РФ Путина В.В. о приоритете перевалки угля в специализированных угольных морских терминалах перед перевалкой в универсальных морских терминалах. Стивидорные компании Дальнего Востока просят рассмотреть и учесть мнение всех профессиональных участников процесса перевалки угля на Дальнем Востоке", - говорится в итоговом документе, принятом на заседании Заксобрания.
Авторы обращения считают, что подобное перераспределение грузовой базы между операторами морских терминалов приведет к снижению конкуренции, увеличению себестоимости грузов и цен для конечных потребителей.
Уголь является доминирующей грузовой базой для большинства стивидорных компаний Дальнего Востока.
"Альтернативного сопоставимого массового груза для перевалки, позволяющего компенсировать потенциальное перераспределение угля, просто не существует на сегодняшний день. Специализированные терминалы изначально входят в холдинговые промышленные группы и будут ориентированы на приоритетную перевалку собственных углей, либо последует ценовая дискриминации при установлении тарифов перевалки", - говорится в документе.
Отмечается также, что ключевыми причинами недозагрузки в адрес морских портов, как специализированных, так и универсальных, являются инфраструктурные ограничения на сети железных дорог.
"Введение приоритизации не позволит данные причины устранить, а приведет только к перераспределению грузопотоков на отдельных направлениях, в частности на Восточном полигоне железных дорог РФ. По итогу суммарный объем перевезенного/переваленного груза не изменится", - полагают стивидоры.
По их мнению, снижение потока угля в адрес универсальных портов Дальнего Востока поставит под удар занятость тысяч рабочих и снизит налоговые платежи в бюджет РФ на 4-5 млрд рублей.
Представители "Восточного порта" на заседании не присутствовали.
Гендиректор АО "Находкинский морской торговый порт" (крупнейшая стивидорная компания в порту Находка, Приморский край) Владимир Григорьев в ходе заседания Заксобрания Приморья подтвердил озвученные выше тезисы.
"Перераспределение грузовой базы в пользу специализированных терминалов создает риск концентрации угля именно для кэптивных компаний, то есть для тех компаний, которые с этим портом находятся в структуре одного холдинга. В первую очередь на таких терминалах будет перерабатываться уголь этих (близких - ИФ) компаний, и уже по остаточному принципу - для всех остальных. Это приведет к неконкурентной составляющей и, как следствие, к ценовому ралли тарифообразования", - сказал Григорьев.
"Уголь является доминирующей базой (для стивидоров Дальнего Востока - ИФ). И если его передать только в один порт, то для всех остальных стивидорных компаний не останется этого массового хорошего груза. Груз (уголь - ИФ) теоретически в стране есть, но он не может физически приехать (в порты - ИФ) из-за ограничений по железной дороге", - добавил Григорьев.
Находкинский МТП расположен на северо-западном побережье Японского моря, в незамерзающей восточной части залива Петра Великого, в бухте Находка. Навигация здесь осуществляется круглогодично. В состав порта входят два производственных терминала: угольный терминал N1 (основной), в эксплуатации которого находятся 8 грузовых причалов общей протяженностью свыше 1,5 км, и грузовой универсальный терминал N2 (на мысе Астафьева), который использует под погрузку угля 5 из 8 действующих причалов.