Врио губернатора Хабаровского края Михаил Дегтярев:

"Транспортная доступность и качество здравоохранения - приоритетные направления нашей работы"

Временно исполняющий обязанности губернатора Хабаровского края, назначенный на эту должность 20 июля 2020 года, в интервью "Интерфаксу" рассказал, какие  проблемы региона он  считает главными, а также как власти планируют развивать медицину, транспорт и приграничное сотрудничество с Китаем. 

"Транспортная доступность и качество здравоохранения - приоритетные направления нашей работы"
Фото предоставлено пресс-службой правительства Хабаровского края

- Михаил Владимирович, вы  уже восемь месяцев возглавляете Хабаровский край, проехали по всем районам, даже тем, где люди давно не видели губернаторов. Каковы  главные проблемы, которые волнуют жителей края?

- Действительно, я посетил все районы нашего края, и регулярно продолжаю эту практику. За то время, что я здесь работаю, мне стало очевидно, что самый большой недостаток - отсутствие надежной обратной связи между властью и жителями региона. В этом отношении очные встречи имеют большое значение, и я от них никогда не отказываюсь. Есть официальные приемные дни, есть поездки по районам, общение в организациях, на предприятиях.

Конечно, во время рабочих поездок люди подходят, обращаются со своими проблемами, везде просят побывать, приглашают на мероприятия. Эти встречи с жителями края - самые лучшие сигналы о проблемах для власти. В первую очередь, задают вопросы о качестве медицинский помощи, говорят о проблемах с  транспортной доступностью, дорогах, уровне своих доходов и высоких ценах на продукты, коммунальные услуги, и  о многом другом.  Благодаря этой обратной связи  видно, где надо "доработать", дать поручения краевым или городским властям, какой вопрос лично проконтролировать.

По всем этим ключевым вопросам у нас есть четкий план действий,  и мы ориентируемся на запросные позиции со стороны людей.

- На встрече с президентом в феврале вы затронули тему экологии Амура, предложив реализовать трансграничный проект совместно с Китаем. Сейчас, когда границы еще закрыты, насколько это реально, и с какими предложениями необходимо выходить к соседям? Обсуждали ли вы этот вопрос с министром природных ресурсов и экологии Александром Козловым, который посетил недавно регион?

- Да, так как у нас Амур имеет статус трансграничной реки, сотрудничество идет на межгосударственном уровне. Эти вопросы курирует вице-премьер Виктория Абрамченко. Она, после встречи с президентом и письменных обращений, которые я у президента завизировал, сейчас ведет работу с МИДом и Минприроды, чтобы этот вопрос структурировать и выйти уже на решение.

Мы с нашей стороны готовы сделать все, что от нас зависит, для того, чтобы проект стал федеральным и вошел в нацпроект "Экология" по примеру Байкала и Волги. На Амуре надо решать проблему не только очистки сточных вод или проводить дноуглубительные работы. Надо думать о сохранении биоразнообразия реки, в целом восстанавливать нарушенную экосистему реки.

 Сейчас мы работаем вместе  с Минприроды и Росводресурсом и ждем согласованной позиции по линии МИДа и вице-премьера Виктории Абрамченко.

 - То есть это будет более полномасштабный проект? После аварии в 2005 году в провинции Цзилинь, когда всем известное бензольное пятно прошло по Амуру, попытки совместными усилиями  решать эти вопросы были. Договорились о совместном мониторинге, но дальше дело не пошло.

- Китайская сторона по результатам того инцидента, а можно даже сказать экологической катастрофы, потратила на модернизацию производства, строительство очистных сооружений 200 млрд долларов. Существенные средства. И пока таких инцидентов больше не было.  Повторюсь, что сегодня это  даже не вопрос сбросов, а экология в широком смысле, связанная с вырубкой лесов вдоль берегов,  обмелением реки и истощением биоресурсов.

- Еще одна тема, которую вы обсудили с главой государства - развитие Большого Уссурийского острова, создание грузопассажирского погранперехода. Какая работа уже ведется в этом направлении? Насколько известно, полпред Юрий Трутнев проводил по этому вопросу отдельное совещание во время приезда в Хабаровск.

- Мы начинаем по поручению президента, при кураторстве Юрия Петровича Трутнева межгосударственные консультации на эту тему. Уровня рабочей группы, которую курирует Минвостокразвития и Арктики, недостаточно, для того, чтобы этот вопрос сдвинуть. Теперь позиция правительства Хабаровского края четко нами положена на бумагу - мы видим там  грузопассажирский переход, достроенную дорогу, всю логистическую инфраструктуру на корневом берегу в районе дороги "Обход Хабаровска" и территории опережающего развития "Ракитное". Все остальные этапы возможны только после того, как этот проект будет запущен. Там  может быть развитие по разным направлениям: это и строительство Иннополиса, фактически университетского городка, где бы могли и наши ученые, и китайские взаимодействовать. Это, возможно, и зона свободной торговли,  экопарки, и спортивные учреждения. При этом мы рассматриваем концепцию с той точки зрения, что развитие его западной и восточной части  - это две большие разницы. Восточная часть практически находится в черте города Хабаровска,  а западная - это как раз граница и грузопассажирский переход. Будут ли они связаны, покажет время. Есть где развернуться.

-  Какие-то примерные сроки реализации проекта обозначены?

- Из-за пандемии пока не можем назвать, все-таки еще сохраняются международные ограничения. Но у нас есть все возможности: и финансовые, и организационные начать работу, но  необходимы  согласования на межгосударственном уровне. Могу сказать, что  уже известны затраты, и они значительно отличаются от тех, которые раньше заявлялись в прессе. Отсыпка и защита 20 гектаров обойдутся не более 1,5 млрд рублей. Завершение строительства дороги еще 1,5 млрд рублей. Сам пункт пропуска - 1,5-2 млрд. Итого сумма в районе пяти млрд рублей. Для такого проекта это немного. Раньше фигурировали десятки, если не сотни миллиардов. Это не так. Пяти миллиардов сегодня достаточно для того, чтобы запустить этот проект. Параллельно планируется завершить там четвертый этап дороги "Обход  Хабаровска", который соединит полностью в единую транспортную артерию пограничный пункт пропуска  с трассами "Уссури" и "Амур".

- Коронавирус показал уровень развития краевой медицины, особенно ее первичного звена. Знаем, что в крае принята соответствующая долгосрочная программа по здравоохранению. Чего ждать в этом году, следующем и в перспективе?

- По медицине в районах ситуация везде разная. На северах сложнее. На юге получше. Но нужно понимать, что с нашей обширной территорией не будет везде единой картины. Мы в этом году запустили программу "Модернизация первичного звена здравоохранения". Ее стоимость на пять лет - 8,1 млрд рублей. 1,5 млрд из которых направим в этом году. Будем ремонтировать больницы. В этом году построим 5 ФАПов и одну амбулаторию, почти на 1 млрд рублей закупим медицинское оборудование. И так потихоньку будем выправлять ситуацию. Федеральный центр нам в этом помогает.

Проектируем на следующий год несколько объектов. Приобретем более 500 единиц медоборудования, в том числе томографы, маммографы, рентген-аппараты. Обновляем автопарк районных больниц и поликлиник. Получим в этом году 51 УАЗ-Патриот. 16 машин из этой партии уже пришли и работают в районах края.

Мы видим куда двигаться, имеем средства. Деньги, кстати, заложены по национальной программе "Развитие Дальнего Востока до 2035 года", что беспрецедентно вообще. Ни один федеральный округ не имеет подобной федеральной программы.

Концепция, которая у нас теперь работает в социальной сфере, конечно, с определенной инерцией, нежеланием отдельных руководителей перестраиваться - это "жалоба во благо". Мы ее закавычили - "дружелюбная система - жалоба во благо". Мы фиксируем жалобы граждан и начинаем принимать меры, чтобы ситуацию улучшить в той или иной больнице, амбулатории или ФАПе.  Не решить вопрос, чтобы граждане больше не жаловались, а  сделать так, чтобы все в принципе изменить к лучшему.

Надо отметить,  что во время пандемии врачи и весь медперсонал в обществе стали наконец-то  восприниматься  героями, людьми, которые находятся на фронте  -  это хорошо. Это популяризация профессии для признания, для нематериальных стимулов к работе врачом.

У нас в крае утвержден почетный знак "За борьбу с COVID-19". Будем вручать по представлению учреждений здравоохранения.

- От здравоохранения к жилью. Еще одна тема, которая волнует людей - переселение из ветхого фонда. Как здесь удалось договориться с федеральным центром о финансовой помощи региону, какие темпы край уже взял?

- Надо немного в историю углубиться. Хорошие темпы край показывал в 2012-2017 годах - больше 100 тыс. кв. метров отселено было. До прошлого года темпы были не такие существенные, хотя неплохие на фоне других регионов. Ускорение начнется в этом году, благодаря решению президента, который выделил 50 млрд на ускоренную реализацию программы. Мы предприняли осенью все усилия, нашли софинансирование, заложили в бюджет и успели запрыгнуть в этот поезд и сместить сроки на два года раньше.

Чтобы ускорить расселение ветхого фонда, правительство края взяло на себя обязательства по строительству многоквартирных домов. Строить будем в 13 муниципалитетах, запроектировали 24 дома. Эту задачу нам и предстоит выполнить, чтобы до конца 2022 года жители края, чьи дома были признаны аварийными до 1 января 2017 года, переехали в новое жилье.

- Хабаровский край когда-то был в передовиках на Дальнем Востоке по массовой застройке жилья, но потом темпы в связи с ликвидацией "Дальспецстроя" упали. Сейчас есть ли планы наращивать объемы по жилищному строительству?

- Есть, мы готовим соглашение с крупнейшими федеральными застройщиками, расчищаем площадки. Параллельно решаем вопрос с инфраструктурой: по теплоснабжению, по газоснабжению. Конечно, основную лепту будут вносить Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре. Там тоже мы впервые за многие годы планируем начать стройки и запустить туда крупных игроков. И по всех районах, включая те, которые приравнены к районам Крайнего Севера, будет  модульное строительство. Мы хотим выйти на показатели национальных целей, которые зафиксированы указами президента - строить новое жилье  из расчета около одного квадратного метра на одного жителя в год. Для нас это 1 млн кв. метров в год. Сегодня в крае строят 250 тысяч квадратных метров. Миллион - вполне возможная, реальная цифра.  Развитие отрасли - это ведь комплексное мероприятие: строительство домостроительных комбинатов и новых предприятий по стройматериалам. Все это развивается параллельно. Мы будем объявлять об этом по мере заключения соглашений и закладки новых объектов.  Мы заинтересованы в том, чтобы в крае появились самостоятельные крупные игроки,  всячески будем поддерживать добросовестных строителей. Но  они могут "родиться" только в конкуренции. Вот это я отличаю от подхода прежнего руководства краем. Монополизация рынка приводит к плачевным результатам, а конкуренция  позволит  снижать цены и повысить качество. В стройке по-другому невозможно.

- И в продолжение темы вопрос по обманутым дольщикам. Сколько их осталось в крае, как решаются их проблемы?

-Ситуация в строительной отрасли сложилась непростая, сказываются ошибки в управлении, слабый контроль. После личной встречи с премьер-министром страны Михаилом Мишустиным удалось привлечь к решению проблем дольщиков специально созданный федеральный Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства. Мы уже подписали первое соглашение по 11-ти проблемным домам в Хабаровске и его пригороде. 

Специалисты фонда оценили эти долгострои. Более 700 человек ждут восстановления своих прав, на это необходимо   около 1,3 млрд рублей. Часть положенной доли софинансирования  - 27,7 млн руб. - мы уже перевели на счет Фонда защиты прав дольщиков в декабре прошлого года.  Поэтому некоторые обманутые дольщики смогут получить свои деньги назад. Объекты  высокой степени готовности будут достроены.

Всего проблемных строек в Хабаровском крае 38. Часть из них застройщики обещают  завершить за счет собственных средств, часть доведут до ума другие инвесторы. Если среди этих недостроев найдутся те, к которым можно подключить Фонд защиты прав дольщиков, ходатайства по ним также направлю в соответствующие структуры.

- Транспортная доступность региона всегда вызывала много вопросов: это и дороги, и авиация, и речной транспорт. Вы назначили в прошлом году нового министра. Что уже сделано за это время?

- Начнем с "Хабаровских авиалиний". Там сейчас идет тотальная ревизия, очень болезненная для отдельных  руководителей, которые сопротивляются наведению порядка в краевой авиакомпании. Но мы порядок наведем там.

 Я согласовал и внес в краевую думу корректировку в бюджет на этот год, где заложены средства на приобретение для авиакомпании двух новых самолетов L-410. Кроме того,  вернули вертолеты, которые были в аренде у авиакомпании Ютэйр. Они сейчас проходят техобслуживание, приводятся в нормативное состояние и в этом году уже будут летать у нас.

Плюс мы купили  5% акций Единой дальневосточной авиакомпании и после акционирования краевого предприятия "Хабаровские авиалинии"  отдадим в доверительное управление объединенной компании четверть акций, чтобы стать ее частью. Будем летать под своим брендом "Хабаровские авиалинии", но значительно расширим, конечно, маршрутную сеть. Кстати, "Хабавиа" планирует стать ключевым оператором флота, состоящего из самолетов Superjet 100 . То есть, концепция развития объединенной компании подразумевает, что каждая составная часть будет оперировать одним типом воздушных судов. Для нас предпочтительнее Superjet , потому что он здесь производится, а в аэропорту Хабаровска, как опорном, есть центр технической поддержки  Superjet 100. Он уже готов. Мы претендуем на то, чтобы быть единственными эксплуатантами этого самолета.

Кроме того, если говорить об авиации,  сохраняются все региональные программы по субсидированию авиабилетов.  В прошлом году льготными билетами воспользовались 27 тыс. человек. Также мы снизили тарифы  на грузовые перевозки в северные районы - это было в наших полномочиях. Сейчас ведем переговоры о передаче федеральному казенному предприятию "Аэропорты Дальнего Востока" трех аэропортов -  Николаевск-на-Амуре, Нелькан и Чумикан. Потому что это довольно-таки большие для нас расходы, мы их не тянем, а есть федеральное предприятие, которое имеет средства и возможности для их развития.

 ФКП "Аэропорты Дальнего Востока"  приступает  этом году к реконструкции взлетно-посадочной полосы  в Охотске. Все идет здесь по плану.

Самый болезненный для нас вопрос - это содержание и реконструкция дорог. Средств не хватает катастрофически. Мы получили наследие в виде дороги "Обход Хабаровска" и две трети краевого дорожного фонда, в этом году и в следующем, будет уходить как плата концедента. Соглашения заключались прежними начальниками, нам с этим наследием приходится жить. Сейчас ведем переговоры и просим  Российскую Федерацию забрать эту дорогу себе (передать в федеральную собственность - ИФ). Процесс сложный, и я его буду обсуждать с  Маратом Хуснуллиным, который  курирует строительство, транспорт и ЖКХ.  Мы эти 4,5 млрд (плата концедента - ИФ)  в год можем пустить  на ремонт краевых дорог.

- А что  по поводу речных перевозок?

- Речные перевозки - это тоже отдельная тема, которой занимаются, в том числе и правоохранительные органы. Правительство Хабаровского края  фактически уже много лет субсидирует одну из частных компаний, которая каким-то образом получила государственный флот.  Разбираемся с этим. Финансовое положение "Хабводтранса" тоже плачевное. Там тоже есть предмет для изучения правоохранительными органами финансово-хозяйственной деятельности прежнего руководства этой компании.

 Но река для нас это не только  кормилица, но и удобная транспортная артерия, которой грех не пользоваться. Поэтому речные перевозки будем развивать. Это не быстрый процесс, он капиталоемкий. Но стратегию в ближайшее время Минтранс представит. В том числе по использованию трех судов  Хабаровского судостроительного завода. Одно из них на ходу, два недостроенных и  требуют вложения порядка 500 миллионов рублей краевых средств. Денег таких пока нет, а экономическая эффективность этих судов, она, на мой взгляд и взгляд экспертов, которых мы привлекли, не обоснована.

- Хабаровский край в последние годы, к сожалению, утратил лидирующие позиции по привлечению инвестиций. Сейчас проекты можно по пальцам пересчитать. Вы говорили о том, что будете активно работать с инвесторами. Можно уже говорить о каких-либо проектах, которые будут реализованы в ближайшее время? 

- На данный момент в  Хабаровском крае планируется  реализовать несколько крупных инвестпроектов, старт которых  был отложен по разным причинам.

Прежде всего, в активную фазу  вступил проект строительства Аквапарка (ООО "Броско"), там инвесторы  доработали концепцию, увеличили площадь и этажность  объекта.  Это будет большая современная площадка для семейного и событийного отдыха, что необходимо и городу, и краю.

Могу назвать также инвестпроект ООО "Грин Агро-Хабаровск"  по строительству животноводческого комплекса на 2 тыс.  дойного стада.  Производительность  молокозавода позволит выпускать  до 21 тыс. тонн  продукции в год. Обеспечим предприятие дополнительными земельными участками в рамках краевой господдержки.  Инвесторы  смогут получить их в аренду без проведения торгов.

Также получил дальнейшее развитие проект ООО "Причал" "Строительство глиноземного терминала в акватории бухты Ванино".  Там тоже без каких-либо торгов предоставляем в аренду земельный участок в бухте Ванино.

Инвестор уже разработал  проект, документацию по планировке территории, получил разрешение на строительство глиноземного терминала. На сегодняшний день  принято решение о расширении проекта  по перевалке экспортного зерна в порту Ванино  до 2 млн тонн в год. Мы эту инициативу поддержали. Строительство самого терминала запланировано на 2022 год.

 С инициативой по созданию горно-обогатительной фабрики по переработке запасов техногенного месторождения выступило ООО "Геопроминвест". Стоимость проекта  оценивается в 2,14 млрд рублей. Проект реализуется на площадке ТОСЭР "Комсомольск".

При поддержке Фонда развития промышленности на площадке "Парус" ТОСЭР "Комсомольск" в   ООО "Дальстальиндустрия"  построит завод по изготовлению металлоконструкций, будет выпускать  20 тыс. тонн продукции в год. Компания, кстати, заинтересована участвовать в реализации второго этапа модернизации БАМа и Транссиба ОАО "РЖД".

В этом году началась  реализация целого ряда значимых флагманских проектов, которые должны дать не только толчок деловой активности в крае, но и развитию комфортной социальной среды.

Это, прежде всего, проект создания спортивно-туристического комплекса "Хехцир" в пригороде Хабаровска. Это место отдыха будет востребовано у жителей края и, конечно, благотворно скажется на туристическом потенциале региона. И привлечет новых инвесторов, мы на это рассчитываем.

Есть проекты и в сфере медицины. В этом году планируем сдать два крупных высокотехнологических частных медцентра в Хабаровске.   Также в Хабаровске создается российско-японский центр превентивной медицины и диагностики на базе клинической больницы "РЖД-Медицина".  Это совместное предприятие РЖД и Marubeni ООО "Эр энд Эм Медицинский центр". Там объем инвестиций более 1 млрд рублей.

Могу сказать, что была полностью переформатирована работа с инвесторами. На базе Агентства привлечения инвестиций и развития инноваций создана единая площадка по работе с инвесторами на территории края. Она  консолидирует все возможные инструменты поддержки, включая   Фонд развития промышленности, Краеве агентство содействия предпринимательству, Гарантийный фонд, Центр поддержки экспорта. В целом мы стремимся к созданию единого цифрового офиса, цифровой системы управления инвестиционными процессами в крае.