Сахалинская область собирается подписать ряд крупных соглашений на Восточном экономическом форуме, важных для строительного комплекса. О том, как региональная власть решает проблемы в строительной отрасли, о перспективах единой дальневосточной авиакомпании и как регион собирается достичь углеродной нейтральности на "полях" ВЭФ рассказал губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко.
- Валерий Игоревич, какие надежды возлагаете на ВЭФ, какие контракты собираетесь подписать на форуме? Чем важны эти контракты?
- Восточный экономический форум - это стартовая площадка для больших и малых проектов, которые определяют направления развития экономики и социальной сферы российского Дальнего Востока на десятилетия вперед.
Соглашения, которые делегация Сахалинской области планирует заключить на ВЭФ в этом году, носят исключительно прикладной характер. Позитивный эффект экономика, а значит и население региона, почувствуют уже в ближайшее время.
Одно из таких соглашений - строительство цементного завода. Предприятие с коллективом в 597 человек, выпускающее до 700 тыс. тонн продукции в год, появится в Смирныховском районе. Это позволит в полном объеме покрыть потребность региона в строительных цементах для промышленного и гражданского строительства, нарастить объемы жилищного строительства и, соответственно, создать условия для снижения цены квадратного метра. От создания завода, в первую очередь, выиграют жители области, которые нуждаются в недорогом благоустроенном жилье, чтобы создавать семьи, растить детей.
Чтобы наши строители перестали зависеть от внешних поставок, мы прорабатываем также вопрос о создании парка лесопереработки в Тымовском районе, который будет выпускать CLT панели - новый экологически чистый стройматериал, а также индустриально-строительного парка "Корсаковский". У него в перечне продукции - домокомплекты, сухие строительные смеси, клеи и герметики, осветительное оборудование.
Другой важный проект - создание на базе морского порта Корсаков логистического распределительного центра, рыбного порта с годовым оборотом продукции до 1 млн тонн. Объем частных инвестиций на первом этапе предварительно составит свыше 7 млрд рублей. Будет создано 500 новых рабочих мест.
Большой блок соглашений касается водородной энергетики, например, о сотрудничестве в этой сфере с ПАО "Газпром" и госкорпорацией "Росатом". Другой важный меморандум - о запуске водородных поездов. Использование этого вида топлива позволит значительно продвинуться в решении проблемы загрязнения атмосферы и способствует снижению выброса парниковых газов.
Еще одно важное для нас направление - развитие туризма. Мы подпишем соглашение о запуске зимних чартерных рейсов с Ростуризмом и компанией TUI. Другим соглашением предусматривается создание современного гостиничного комплекса на острове Итуруп с объемом инвестиций 15,1 млрд рублей, который даст Курильскому району 235 новых рабочих мест.
- Что за распределительный центр в Корсаковском порту?
- В четверг (2 сентября - ИФ) на совещании по развитию Дальнего Востока я обратился к президенту Владимиру Владимировичу Путину с предложением развития Корсаковского порта. Для нас это - важная вещь. Если сейчас в порту сделать дноуглубительные работы, модернизировать гидросооружения, его можно будет использовать для того, чтобы сахалинский флот приходил в порт, выгружал рыбу, размещал ее в холодильниках для дальнейшей переработки, там же бункеровался и обслуживался (ремонтировался).
Это - крупный инвестиционный шаг. Наши корабли ведут промысел в Тихом океане, к ним подходят другие корабли, забирают рыбу и уходят в южнокорейский Пусан. Там - огромные холодильники, там это все хранится и там же перерабатывается, а потом осуществляются поставки в страны АТР и в другие страны. И все это мимо нас проходит. Сейчас идет передел рынка. Нашу рыбу сейчас не берет Китай, или ставит жесткие условия, чтобы снизить стоимость. А нам нужны свои береговые мощности. Поэтому наши рыбаки предложили разместить эти мощности на Сахалине и готовы вложить свои деньги. Но для этого нужно, чтобы государство обеспечило инфраструктуру. И вот это предложение я сформулировал президенту. Он поддержал нас.
- На Дальнем Востоке очень актуален вопрос доступности жилья. Это - один из важнейших факторов ускоренного развития территорий и повышения их привлекательности для людей. Как он решается в Сахалинской области?
- Действительно проблема доступности жилья на Дальнем Востоке очень актуальна. У нас - низкая обеспеченность населения жильем. На одного человека в Дальневосточном федеральном округе приходится 24,2 кв. метров, в России - 26,9 кв. метров.
В то же время у нас - высокий объем аварийного жилья. Если в России признано непригодным 0,6% от общей площади жилого фонда, то в ДФО - 2%. Доля дальневосточной "аварийки" в общем объеме аварийного жилья России составляет 17%. Кроме того у нас - низкие темпы строительства: в 2020 году средний объем строительства в ДФО составил 0,31 кв. метров на одного человека, в целом по России - 0,56 кв. метров на человека.
И при этом на Дальнем Востоке - высокая стоимость квадратного метра жилья: 101,2 тыс. рублей, в то время как в Российской Федерации - 89 тыс. рублей. Разница - в 14%.
Поэтому тема выделена на отдельную сессию ВЭФ с участием Юрия Петровича Трутнева, Ирека Энваровича Файзуллина, Алексея Олеговича Чекункова, представителей бизнеса, где я являюсь модератором. Вместе нам предстоит найти ответы на вопросы: как сдержать стоимость жилищного строительства? как сделать его доступнее без потери качества? какие факторы влияют на стоимость? что мешает новым серьезным инвесторам войти на рынок дальневосточного жилья?
Наша позиция такая: существенно сдерживать цены на жилье возможно. Для этого нужно создать конкурентную среду на строительном рынке, развивать строительную индустрию в ДФО, повышать инвестиционную привлекательность строительной отрасли в регионах, оказывать государственную поддержку в строительстве инженерной инфраструктуры.
Сахалинская область переживает строительный бум. В прошлом году ввели рекордные 430 тыс. квадратных метров. С этого года поставили задачу - ежегодно строить по 500 тысяч квадратов. Под перспективное жилищное строительство у нас определено 370 участков. Для создания новых жилых кварталов будем привлекать инфраструктурные облигации.
Особое внимание мы уделяем вопросу локализации на Сахалине производства стройматериалов. Активно используем программы льготного кредитования: "Дальневосточная ипотека", "Ипотека с государственной поддержкой 2020" и "Сельская ипотека".
Мы работаем в интересах людей. Необходимо об этом помнить всегда. Считаю, что забота о дальневосточниках должна быть важнейшим фактором в решении вопросов сдерживания цен на рынке жилья. Повторюсь, что от этого во многом зависит успешное развитие этих территорий и повышение качества жизни людей.
- Единая Дальневосточная авиакомпания, созданная на базе сахалинской "Авроры", начала выполнять рейсы. Можете ли Вы подвести первые итоги ее работы?
- Устойчивое развитие Дальнего Востока во многом зависит от надежного авиасообщения. Единая дальневосточная авиакомпания создана с целью расширения сети маршрутов и повышения транспортной доступности населения. Чтобы понимать, из какой точки мы стартовали, скажу, что в 2020 году перелеты осуществлялись по 405 маршрутам, авиакомпания перевезла тогда 1 млн пассажиров.
В 2021 году на субсидирование перевозок дальневосточной авиакомпании из федерального бюджета было выделено 1,58 млрд рублей. Это позволило снизить стоимость авиабилетов, добавилось 20 новых маршрутов.
Приведу пример. Раньше пассажиры из Южно-Сахалинска до Комсомольска-на-Амуре добирались с пересадками в течение суток и тратили на это до 15 тыс. рублей в одну сторону. Теперь за счет прямого рейса им требуется 2,5 часа, стоимость билета в одну сторону - порядка 4 тыс. 600 рублей. Путь с Сахалина до Петропавловск-Камчатского сократился с 8 до 3 часов. Стоимость билета снизилась в три раза. То есть, у людей появилась возможность быстро и по доступной цене летать по Дальнему Востоку. Жители региона почувствовали реальные улучшения.
К 2025 году намерены увеличить количество социально значимых направлений до 535. Из них 66 - региональных и 469 - местных. Планируем, что к этому времени Единая дальневосточная компания ежегодно будет перевозить не менее 2 млн пассажиров.
Министерством транспорта предусмотрена заявка на субсидирование из федерального бюджета полетов дальневосточной компании. Мы просим поддержать эти объемы: в 2022 году - 4 млрд 290 млн рублей, в 2023 году - около 7 млрд рублей и в 2024 году - аналогичная сумма.
Особое значение имеет обновление парка воздушных судов. Планируется приобретение отечественных самолетов. Это не только фактор поддержки российского производителя, но и обеспечения безопасности полетов на Дальнем Востоке. В течение 5 лет нам необходимо заменить 45 самолетов. Ориентировочная стоимость покупки воздушных судов - 55 млрд рублей. Если приобретать через лизинг - 93 млрд рублей.
- Как обстоят дела с продолжением строительства аэровокзала в аэропорту Южно-Сахалинска? Создало правительство с Красинвестом совместное предприятие? Как оно называется, на каких условиях создали СП?
- Чтобы достроить здание аэровокзала в главном аэропорту Сахалина, мы провели конкурс по выбору инвестора. Победителем конкурса признано ООО "Красинвест". В рамках реализации инвестиционного соглашения в июле создано совместное предприятие - акционерное общество "Воздушные Ворота Страны". Компания будет заниматься дальнейшей реализацией проекта.
Сейчас строительство продолжается. Установленные сроки работ соблюдаются неукоснительно. Поэтому у нас есть основания рассчитывать, что строительство нового аэровокзального комплекса завершится в декабре 2022 года.
- По ФЦП "Курилы" правительство региона и облдума заявляли о низком уровне финансирования этой программы в последние годы со стороны федерального центра. Отразилось ли это на реализации программы? Строительство каких объектов пришлось отложить?
- В 2020 году завершился первый этап реализации ФЦП "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016-2025 годы". Помимо мероприятий непосредственно ФЦП, в 2016-2020 годы по линии регионального правительства был принят ряд дополнительных мер по улучшению жизни курильчан.
В целом за указанные пять лет общие расходы на реализацию программных и внепрограммных мероприятий составили более 47,7 млрд рублей, в том числе: за счет федерального бюджета - 5,9 млрд рублей, консолидированного бюджета Сахалинской области - 19,9 млрд рублей, внебюджетных источников (частные инвестиции) - 21,9 млрд рублей.
За 2016-2020 годы введено в эксплуатацию 53 объекта здравоохранения, культуры, спорта, общественной безопасности, транспорта, энергетики. В новые квартиры из ветхого и аварийного жилья переехали более 400 семей. Запущены крупные инвестиционные проекты в рыбной отрасли. Результат - на Курилах растет население. За счет повышения рождаемости и приезда специалистов из других регионов России. Против 2016 года численность населения островов выросла на 2 тыс. 206 человек или на 11,5%.
В 2017 году правительство Российской Федерации перенесло срок начала финансирования ряда объектов Курильской программы на период после 2022 года. Одна из ключевых причин - высокая бюджетная обеспеченность Сахалинской области. Однако с того момента произошло много перемен. В 2018 году с 75% до 25% сократился объем налоговых поступлений от реализации нефтегазовых проектов, формирующих основную доходную часть областного бюджета. В результате регион лишился значительной части доходов. Поэтому отложена реализация таких капиталоемких проектов, как строительство глубоководных причалов на северных и южных Курилах, на острове Шикотан, покупка вертолетов и самолетов, реконструкция автодорог.
- Инициатива правительства о создании российского офшора на Курилах как может повлиять на эту ситуацию?
- Безусловно, режим преференций будет интересен для представителей бизнеса, прежде всего, в сфере транспорта и логистики, рыбопереработки, туризма и IT-технологий.
Однако, помимо льгот и преференций, очень важен вопрос обустройства инфраструктуры для будущих резидентов. И мы понимаем, что невозможно построить все необходимые объекты только за счет частного бизнеса. Слишком затратное это мероприятие. Поэтому формирование транспортной, энергетической и иной инфраструктуры должно стать предметом совместной работы власти и бизнеса. Здесь, помимо проектов, которые можно реализовать на условиях государственно-частного или муниципально-частного партнерства, нам не обойтись без бюджетных инвестиций.
- Власти Сахалинской области поставили перед собой задачу: к 2025 году регион должен достичь углеродной нейтральности. Как Вы собираетесь этого добиться?
- Парижское соглашение, которое поддержали почти две сотни стран, в том числе и Российская Федерация, нацелено на борьбу с глобальным потеплением. В соответствие с этим документом мировой энергетике предстоят кардинальные перемены. Сегодняшний инвестор все чаще при выборе площадки для вложения средств отдает предпочтение территориям, где уделяется наибольшее внимание охране природы. Поэтому мы должны соответствовать мировым тенденциям, если хотим, чтобы к нам приходили вкладывать деньги, создавать новые производства и рабочие места.
Сахалинская область - нефтегазовый центр Дальневосточного округа. Объемы добычи голубого топлива позволяют полностью обеспечить население и экономику. Но по уровню газификации Сахалинская область заметно отстает. Среднероссийский показатель - 71,4%. В Сахалинской области уровень газификации составляет всего 41,57%.
Поэтому мы вместе с ПАО "Газпром" реализуем программу строительства объектов газоснабжения и газопотребления, рассчитанную на 2021-2025 годы. Мы переводим на газ и электротягу автомобильных транспорт. К 2025 году планируется достичь полной газификации Сахалинской области. Эта задача будет на 84% решена за счет трубопроводного газа. В районы, куда невозможно протянуть трубы, например, на Курильские острова, экологически чистое топливо придет в сжиженном виде. Это еще 16% объектов.
Уже в 2023 году будут введены в строй системы приема, хранения и регазификации на островах Итуруп и Кунашир. В 2025 году - на Шикотане и Парамушире. Эти объекты возведет ПАО "Газпром". Также компания берет на себя строительство на Сахалине малотоннажного завода по производству СПГ.
Углеродный след, инвесторы - это все, конечно, важно. Но на первом месте - здоровье людей. Если мы перестанем сжигать уголь и дизельное топливо в котельных, избавим улицы городов и сел от чадящих автомобилей, сахалинцы и курильчане будут дольше жить. Важнее этого ничего нет.