В аэропорту Хабаровск реализуется комплексная программа развития, в рамках которой в 2025 году первых пассажиров на международных рейсах примет новый терминал. О ходе работ, вызовах и их преодолении, а также перспективах развития авиации на Дальнем Востоке в интервью "Интерфаксу" рассказал председатель Совета директоров АО "Хабаровский аэропорт" Ярослав Аширов.
— Ярослав Олегович, какой пассажиропоток был в 2023 году и какой прогнозируете в 2024?
— За 2023 год с учетом транзита мы обслужили 2 млн 264 тыс. пассажиров. В сравнении с 2022 годом этот показатель вырос на 17%. Пассажирами внутренних российских рейсов в 2023 стали 2 млн 124 тыс. человек, международными направлениями воспользовались 140 тыс. пассажиров. Отмечу, что прошлогодние показатели пассажиропотока стали рекордными в новейшей истории аэропорта. Выше они были только в 90-х годах прошлого столетия, когда воздушная гавань, являясь основным дальневосточным авиационным хабом, обслужила 3 млн 854 тыс. пассажиров (1991 г.).
В первом полугодии этого года мы видим тенденцию роста пассажиропотока на уровне 12%. Надеемся, что в 2024 году нам удастся приблизиться или даже превзойти цифру в 2,5 млн пассажиров.
— Комфортные условия для пассажиров – один из важнейших факторов в работе аэропортов. Расскажите об этапах развития терминальной инфраструктуры в аэропорту Хабаровск?
— Комфорт и безопасность пассажиров, а также высокие стандарты обслуживания авиакомпаний – ключевые приоритеты в деятельности любого аэропорта. Мы уделяем этому особое внимание. В аэропорту Хабаровск реализуется программа развития аэровокзальной инфраструктуры. На первом этапе запущен терминал внутренних линий площадью более 27 тыс. кв. метров, который способен обслужить 3 млн пассажиров в год. Терминал запущен в 2019 году президентом Владимиром Путиным. Это современное здание с 3 телетрапами, 12 лифтами и 7 эскалаторами, отвечающее всем международным и отечественным стандартам.
Сейчас мы реализуем второй этап – строительство нового международного терминала. Площадь объекта – более 20 тыс. кв. м, пропускная способность – более 1 млн пассажиров. Новый терминал войдет в единый аэровокзальный комплекс и будет интегрирован с действующим зданием пассажирского терминала внутренних авиалиний. Оснащение терминала – 2 телетрапа, 7 лифтов различного назначения, 7 эскалаторов, 2 уровня автоматизированной обработки багажа, 11 стоек регистрации. Будет обустроен современный пункт пропуска через государственную границу РФ: планируется установка 30 кабин паспортного контроля, 5 из них — для маломобильных граждан.
— 22 июля в ходе рабочей поездки в Хабаровск председатель правительства РФ Михаил Мишустин осмотрел новый терминал международных авиалиний. На каком этапе сейчас работы?
— Со знакомства с нашей строительной площадкой начался визит премьер-министра Михаила Мишустина в Хабаровск. Михаил Владимирович отметил, что аэропорт Хабаровск – хаб всего Дальнего Востока, обладающий серьезным пассажиропотоком.
Мишустин ознакомился с ходом строительства международного терминала аэропорта Хабаровска
В рамках доклада мы подтвердили, что терминал примет первых пассажиров в срок – в марте 2025 года. Текущая строительная готовность – 85%. Завершаются отделочные работы, производится установка вертикального транспорта — лифты, эскалаторы, технологического оборудования, в том числе системы обработки багажа, установлены стойки регистрации и прочая технологическая мебель.
Приступили к внешнему благоустройству привокзальной площади. Параллельно в рамках госконтракта выполняются работы по техническому оснащению воздушного пункта пропуска "Хабаровск (Новый)". Объединенный аэровокзальный комплекс аэропорта Хабаровск станет крупнейшим на Дальнем Востоке.
— Можно сказать, что инфраструктурные проекты аэропорта Хабаровск – удачные примеры государственно-частного партнерства?
— Однозначно. Президентом и правительством России создаются уникальные условия для развития и реализации инфраструктурных проектов на Дальнем Востоке. Мы стараемся активно пользоваться этими механизмами поддержки. Строительство терминала внутренних авиалиний стало первым проектом, который был профинансирован за счет институтов развития, а также одним из первых проектов, реализованных в ТОР "Хабаровск", преференции в рамках ТОР дают нам ряд налоговых и других льгот. Общий объем инвестиций составил 5 млрд рублей, в том числе 3,9 млрд рублей – заемные средства ВЭБ.РФ и Фонда развития Дальнего Востока, 1,1 млрд рублей – собственные средства.
Учитывая позитивный опыт, мы продолжаем развивать государственно-частное партнерство. По аналогичной модели реализуется проект строительства международного терминала. Здесь активно участвует ФГКУ "Росгранстрой" в части технического оснащения воздушного пункта пропуска через государственную границу РФ. Общий объем инвестиций в проект – 6,1 млрд рублей, из которых 2,2 млрд – наши собственные средства, 3,1 млрд – средства наших партнеров из ВЭБ.РФ и ВЭБ.ДВ и 0,8 млрд рублей – средства федерального бюджета на оснащение пункта пропуска.
Стоит отметить, что в 2021 году завершился первый этап реконструкции аэродромного комплекса. В эксплуатацию введена первая взлетно-посадочная полоса, модернизированы часть рулежных дорожек и перрона, прочие объекты, необходимые для оперативной работы. Первая очередь реконструкции аэродрома реализована в рамках ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2021 годы)". Объем финансирования за счет федерального бюджета составил 8,6 млрд рублей.
Все это, а главное – объективные данные по росту пассажиропотока в аэропорту Хабаровск, повышение уровня обслуживания авиакомпаний и пассажиров, говорит о том, что наши проекты, реализованные в государственно-частном партнерстве, уже приносят результат.
— У части строящихся в России аэропортов возникли проблемы с адаптацией оборудования, у части – с подрядчиками, у части – с финансами. Как обстоят дела у вас?
— Все вопросы, связанные с оборудованием и его поставками, мы решили. Конечно, сложности были. Строительство терминала международных воздушных линий является некой калькой всех процессов, которые происходили в экономике. Задержки с поставками: вместо 2–3 недель мы ждали тротуарную плитку и керамогранит 3 месяца. Нам отказывали в поставке уже заказанного технологического оборудования, например, связанного с управлением диспетчеризацией инженерных систем, – его пришлось полностью перепроектировать. Но мы вместе с подрядчиком смогли найти решения, и сроки сдачи объекта, которые мы заявляли, будут выдержаны. Более того, альтернативы найдены более чем достойные: например, в плане производителя вертикального транспорта, лифтов и эскалаторов, мы остановились на компании Brilliant Elevator Co ltd. — одном из пяти основных китайских производителей вертикального и горизонтального подъемного транспорта. Досмотровое оборудование для груза, багажа и ручной клади пассажиров поставлено от китайской компании Nuctech, ее продукцией оснащены аэропорты "Внуково", Сочи, Иркутск, Краснодар, Волгоград и другие.
— Какие направления предполагается развивать в среднесрочной перспективе? С кем идут переговоры? Будет ли заполнен международный терминал соответствующими рейсами?
— Сегодня из нашего аэропорта можно улететь в Таиланд, Китай, Узбекистан, прорабатываем восстановление авиасообщения с Монголией, Вьетнамом, Индонезией и Филиппинами. С Китаем рассчитываем на активное расширение маршрутов. Работа ведется и с иностранными авиакомпаниями дружественных стран – Монголии, Казахстана, Узбекистана о полетах через Хабаровск в третьи страны, которые крайне востребованы у жителей ДФО и имеют высокий потенциал для привлечения туристических и деловых потоков в регион. Мы видим интерес иностранных перевозчиков в установлении прямого авиасообщения с Дальним Востоком, но реализация этих полетных программ требует длительной проработки и вовлечения всех заинтересованных сторон, в том числе авиационных властей стран, хендинлинговых компаний. Одним из вариантов решения могла бы стать либерализация воздушного пространства и установление в аэропорту Хабаровск 3, 4, 5 и 7 свобод воздуха. Министерство транспорта РФ и Росавиация положительно настроены в содействии решению этого вопроса. Думаю, что, когда будут установлены окончательные договоренности с зарубежными перевозчиками, мы получим поддержку.
— Аэропорт Хабаровск – единственный в ДФО, эксплуатирующий две взлетно-посадочные полосы. Насколько в целом аэродромная инфраструктура позволяет обеспечивать планы по развитию?
— Работа на двух взлетно-посадочных полосах – безусловное преимущество аэропорта Хабаровск, который также является главным запасным аэродромом в ДФО. Наш аэропорт может принимать любые типы воздушных судов, в том числе самые большие. С учетом проведенной реконструкции мы удовлетворяем текущие потребности, однако есть большие планы по развитию и маршрутной сети аэропорта, и воздушного сообщения в дальневосточном регионе в целом.
Президентом поставлена задача по увеличению объема пассажирских перевозок в ДФО до 4 млн к 2030 году – то есть фактически вдвое. Мы понимаем, что это будет достигаться в том числе за счет развития малой авиации, ввода в эксплуатацию новых типов воздушных судов – ЛМС-901 "Байкал", Ил-114, SJ-100, а также наращивания объема социально-значимых перевозок. Если говорить про задел на будущее, нам надо обеспечить достаточное количество мест стоянок воздушных судов, расширить и привести в нормативное состояние часть перрона. Все что не вошло в первую очередь реконструкции аэродрома. Вместе с Министерством транспорта, Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики сделаем все возможное для обеспечения инфраструктурой будущего роста пассажирских перевозок, причем так, чтобы инвестиционные вложения не отражались на конечной стоимости авиабилетов.
Не забываем и про развитие вспомогательной авиационной инфраструктуры – планируем сформировать два центра технического обслуживания воздушных судов на базе аэропорта, один из которых — непосредственно для нужд единой дальневосточной авиакомпании и отечественной техники.
— Международный аэропорт Хабаровск подчеркивает важность развития не только авиационных видов деятельности, но и вспомогательных. Уже заявлено о строительстве гостиницы на территории воздушной гавани. Какие еще направления включает комплексный план развития?
— В целом, с акцентом на развитие приграничного сотрудничества с КНР, мы не только развиваем аэровокзальную инфраструктуру, но и создаем вспомогательную логистическую и социально-коммерческую. Программа имеет высокий потенциал с учетом прямого доступа аэропорта к будущему пункту пропуска на Большом Уссурийском через дорогу "Обход Хабаровска". В зоне развития аэропорта запланировано строительство логистической инфраструктуры, уже построен ЛПЦ "Почты России", на базе которого в перспективе можно сформировать бондовую зону.
Мы приступаем к строительству гостиничного комплекса, который реализуется в рамках программы поддержки туризма правительства РФ, запланировано строительство выставочного комплекса, что в конечном итоге позволит сформировать вокруг аэропорта важнейший центр международного сотрудничества в регионе.
К 2030 году мы готовимся обслуживать ежегодно более 3 млн пассажиров, выполнять перевозки по более чем 50 направлениям и ежегодно обслуживать не менее 30 тыс. рейсов, чтобы соответствовать тем вызовам и задачам, которые ставятся перед регионом.