Вся страна готовится к празднованию 50-летия со дня строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМа). О ходе работ по модернизации инфраструктуры Восточного полигона, увеличении основных показателей магистрали, а также о развитии внутреннего туризма и мероприятиях в дни юбилея в интервью "Интерфаксу" рассказал начальник Дальневосточной железной дороги (ДВЖД, филиал РЖД) Евгений Вейде.
- Евгений Владимирович, какие работы по модернизации инфраструктуры ведутся сегодня на ДВЖД и какие запланированы в 2025 году?
- Сегодня масштабы стройки, которая ведется на ДВЖД, сопоставимы с прокладкой БАМа в 1970-80 годы прошлого века, и, наверное, это - самый крупный инфраструктурный проект в современной России. Только цифры: в 2024 году запланировано выполнить работы по устройству верхнего строения пути на 138 объектах. Это невероятная по объему работа, начиная от разработки (проектирования и подготовки), административной составляющей (все это спаять в единую систему и проконтролировать) до непосредственного строительства в сложнейших климатических условиях Дальнего Востока, отдаленности баз снабжения и дефицита трудовых ресурсов.
Строительство ведется по всему полигону дороги - от Хани до Советской Гавани, от Тынды до Владивостока. Перечислю несколько ключевых объектов. Например, реконструкция станции Ванино с модернизацией двух приемоотправочных парков. Событие заслуживает особого внимания, поскольку станция является крупным транспортным узлом, обслуживающим тихоокеанские порты в Татарском проливе, и важным логистическим звеном в сообщении с Сахалином, Камчаткой, Чукоткой и Магаданской областью.
Построенный третий путь Хабаровск-1 - Хабаровск-2 значительно облегчит эксплуатационную работу одного из крупнейших железнодорожных узлов России.
В условиях увеличивающейся интенсивности движения поездов на Восток, в том числе тяжеловесных, необходимо должным образом расширять путевое развитие станций и переоснащать его. В связи с этим особое внимание уделяется удлинению и усилению имеющихся станционных путей, а также строительству новых, например, на станции Юктали, Находка-Восточная, Новонежино, Смоляниново, Селихин, Ядрин и др.
За первые пять месяцев 2024 года открыто движение на перегонах БАМа в Амурской области и Хабаровском крае: Гурское - Почепта, Огорон - разъезд Молдавский, Ларба - Лумбир, Удоми - Оунэ, Ландыши - Дюанка, Пурикан - Муртыгит и другие.
Наша цель в этом году - достичь провозной способности в 180 млн тонн по направлению к портам и пограничным переходам. И я уверен, что коллектив дороги выполнит свою задачу, как делал это и раньше.
Что касается предстоящих лет, то правительство России одобрило запуск третьего этапа инвестиционного проекта по модернизации инфраструктуры БАМа и Транссиба. Это позволит увеличить провозную способность магистралей до 210 млн тонн по итогам 2030 года и до 270 млн тонн - по итогам 2032 года. Проектно-изыскательные работы по объектам уже ведутся, а среди наиболее важных отмечу строительство второго моста через Амур у Комсомольска-на-Амуре, железнодорожного обхода Хабаровска, второго Кузнецовского тоннеля.
Когда-то нам казалось невозможным освоить такой объем строительства, но мы закончили первый этап модернизации Восточного полигона, сейчас завершаем второй. Третий этап будет проходить уже совсем в других условиях: по отработанным схемам и технологиям, с использованием всего накопленного опыта и компетенций. Железнодорожники готовы браться за любую масштабную стройку.
- Строительство новых тоннелей в Приморском крае идет по графику. Как это изменит обстановку на направлении Шкотово -Смоляниново?
- Два однопутных тоннеля, каждый из которых длиной около 1,4 км, расположены на одном из важнейших направлений ДВЖД - Находкинском. В 2023 году мы перевезли в местные порты почти 64 млн тонн грузов, а за последние пять лет объемы не падали ниже 60 млн тонн. Активно реконструируем припортовые станции, подходы к ним, но местный рельеф оставался главным барьером для наращивания трафика. Перепады высот преодолеваются с помощью дополнительных локомотивов и уменьшения веса составов. Поэтому данный участок требовалось модернизировать. Работа оказалась не простая. При проходке тоннелей специалисты столкнулись с большим объемом примесей глины и воды в грунте. Неустойчивую породу стабилизировали специальным раствором и чередованием различных методов выемки грунта.
Помимо тоннелей на обходном участке мы укладываем более 7,5 км нового пути.
Сейчас продолжается отделка внутренней части тоннелей, обустройство коммуникаций. На подходах строители возводят мосты и оборудуют водопропускные трубы.
В апреле 2024 года при участии главы ОАО "РЖД" Олега Белозерова провели сбойку одного тоннеля, а это значит, что строительство вышло на финишную прямую. Планируем закончить объект в 2024 году. Модернизированный участок Шкотово - Смоляниново с двумя тоннелям даст возможность пропускать поезда увеличенной длины. Вес составов вырастет с 6,3 тыс. тонн до 7,1 тыс. тонн, а главное - это позволит отказаться от подталкивающих электровозов, тем самым, оптимизировав работу локомотивного комплекса и высвободив ресурсы для других участков дороги.
- Погода на Дальнем Востоке переменчива. Какие меры предпринимаете для того, чтобы избежать каких-либо инцидентов на ДВЖД?
- Дальневосточный климат не просто переменчив, он дольно суров в любое время года. Зимой это - низкие температуры, доходящие на отдельных участках БАМа до минус 50-60 градусов, обильные снегопады, летом наоборот - жара, провоцирующая подтаивание вечной мерзлоты и мешающая трудиться в южных районах. Весна - паводки, осень - палы и пожары. Но железнодорожникам не привыкать бороться с капризами природы. Главное, что мы заранее готовы ко всем погодным сюрпризам. Сектор гидрометеорологии отслеживает погодные изменения и заблаговременно предупреждает руководство дороги, дирекций и служб о неблагоприятных и опасных явлениях. Ведется и аналитическая работа по выявлению ветрозависимых участков и участков, подверженных размывам и различным деформациям земляного полотна.
Вся инфраструктура железной дроги строится с учетом климатических особенностей Дальнего Востока. Фактически под каждую природную аномалию разработана своя технология борьбы. От камнепадов применяются улавливающие сети, зимой проводятся безопасные принудительные сходы лавин, в паводковый период дежурят противоразмывные поезда со скальной породой и бутовым камнем, в сухие сезоны пожарные поезда, готовые прийти на помощь МЧС.
Железная дорога должна бесперебойно работать, а поезда ходить в любую погоду. Это наш постулат, которого мы стараемся строго придерживаться.
- Планируется ли возобновление пассажирского сообщения с Китаем?
- Я могу ответить на этот вопрос лишь как начальник железной дороги - инфраструктура к запуску поездов готова. И, насколько я могу судить, с китайской стороны ситуация такая же. Все остальные решения должны приниматься на более высоком уровне. Если такую задачу перед нами поставят - коллектив дороги готов ее выполнить.
- Какие прогнозы по погрузке вы ожидаете в 2024 году?
- Мы всегда ставим амбициозные цели. В 2023 году достигли рекордного показателя собственной погрузки более 74 млн тонн - лучшие цифры в современной истории нашей дороги. За прошедшие пять месяцев динамика погрузки составила +2,1%, и мы планируем сохранить её рост до конца года. Дорога не стоит на месте, просто ожидая груза от отправителей. Разрабатываем новые электронные сервисы, делаем взаимодействие и отправку груза проще и легче.
Активно внедряем новые технологии, например, виртуальную сцепку (она позволяет уплотнить трафик и повысить провозную способность). Развиваем тяжеловесное движение: в 2023 году мы среднесуточно отправляли почти 22,5 состава массой 7,1 тыс. тонн, показав рост в 20%. Это помогло за год дополнительно перевезти более 4,9 млн тонн груза. Ожидаем роста и в этом году.
- Контейнерные перевозки активно развиваются уже несколько лет подряд. Чего ждать в этом году?
- Дальневосточная железная дорога, можно сказать, находится в лидерах общесетевого тренда. Учитывая геополитическую обстановку, переход транспортно-логистических направлений на Восток, у нас произошел взрывной рост контейнерных перевозок. За прошлый год мы отправили почти 1,3 млн груженых и порожних контейнеров ДФЭ (TEU), что на 22,2% больше, чем в 2022 году. Количество груженых контейнеров, отправленных во всех видах сообщения, увеличилось на 25,2% и составило 1,2 млн ДФЭ (перевезено более 13,3 млн тонн грузов, +14,2%).
Напомню, что с четвертого квартала 2022 года для вывоза всего поступающего потока контейнеров мы создали на дороге штаб, в рамках которого обменивались информацией с основными терминалами о подходе судов с импортным грузом, наличии контейнеров на площадках, а также давали анализ на предстоящие 10 дней. И главное - начали применять технологию погрузки в полувагоны. Все это позволило в 2023 году показывать стабильный рост в 20-25 процентов ежемесячно. Естественно, такой высокий темп поддерживать постоянно невозможно. В этом году погрузка контейнеров идет гораздо спокойней, а объемы ниже, и таких пиковых показателей уже не стоит ждать. Хотя рекорды ставить продолжаем. Например, 29 мая мы отправили 920 полувагонов (1840 ДФЭ) с контейнерами в составе 13 поездов в Москву и Московскую область, при среднесуточной погрузке 400-500 полувагонов.
- Как сказалось развитие внутреннего туризма на пассажирских перевозках ДВЖД в 2023 году? Какой поток ожидаете в этом году?
- Железная дорога не стоит в стороне от развития внутреннего туризма, просто ожидая пассажиров. Мы сами инициируем новые концепции внутри Дальнего Востока, предлагаем туры и разрабатываем будущие направления. Продолжается развитие летних туристических маршрутов. Этим летом к местам отдыха на Японском море создан тур в сторону Находки и пляжей Ливадии. Запущен ряд железнодорожных туров выходного дня.
В июле 2023 года на ДВЖД было организовано новое направление в Комсомольск-на-Амуре и далее к горному озеру Амут. Тур "Владивостокские истории" позволяет посетить столицу Дальнего Востока. Есть туры в город Циолковский с посещением космодрома Восточный.
За все лето планируем перевезти более 3,5 млн человек во всех видах пассажирского сообщения. Подготовили инфраструктуру и подвижной состав: 74 вокзала, 6 рельсовых автобусов, 28 электропоездов, а также более 670 вагонов дальнего следования.
А что касается общей динамики перевозок, то в прошлом году мы перевезли 11,1 млн человек (+11,2% к 2022-му). Из них в пригородных поездах - более 7 млн человек (+10,6%), в поездах дальнего следования - более 4 млн человек (+12,3%).
- Запланировано ли обновление локомотивного парка в 2024 году?
- Обновление тепловозов, электровозов, маневровых - это важная работа компании, которая никогда не останавливается. Новые локомотивы требуются всегда, и холдингом делается все, чтобы дороги не испытывали дефицита в тяге. Например, в прошлом году мы получили 30 магистральных тепловозов 2ТЭ25КМ, 16 электровозов серии 4ЭС5К, один магистральный тепловоз 3ТЭ25К2М.
Сегодня на БАМе мы осваиваем новые тепловозы 3ТЭ28. Первые локомотивы - 21 единица - уже активно эксплуатируются в депо Тынды. Это магистральные тяжеловесы, собранные из отечественных компонентов и предназначенные везти составы весом 7100 в суровом климате Дальнего Востока. До конца 2024 года ждем еще 25 таких тепловозов.
Мы плотно работаем с сервисными компаниями, чтобы снизить отказы и обеспечить бесперебойное движение по магистрали. Так, например, заканчивается строительство нового цеха ремонтного депо Тында, который повысит качество обслуживание подвижного состава.
- Для модернизации Восточного полигона требуется множество работников. Как обстоят дела с кадрами на ДВЖД и на строительстве Восточного полигона? Сколько работников трудятся? Что делается для их привлечения?
- Весь коллектив ДВЖД сегодня - это более 55 тыс. человек, включая более 12 тыс. работников на БАМе. Отрадно, что доля молодежи составляет более 35%. Мы делаем на них ставку, ведь это - будущее компании. Но и не забываем про наших ветеранов, которые создают преемственность на железной дороге, передают опыт и житейскую мудрость, зачастую очень важную в работе с людьми. Скажу спасибо коллективу магистрали - без вашего труда, профессионализма и высоких компетенций мы бы не смогли достичь тех результатов, которые сейчас имеем. Сплоченность, поддержка друг друга, - все эти положительные качества дальневосточных железнодорожников я вижу, когда общаюсь с работниками напрямую.
При этом спрос на кадры сейчас растет во всех крупных компаниях в России. В стране рекордно низкая безработица, поэтому пригласить, а главное закрепить работника у себя - сейчас не просто. Но мы подходим к вопросу фундаментально. У нас действуют дошкольные и общеобразовательные учреждения ОАО "РЖД". Именно в них и происходит первое знакомство с магистралью. Как правило их воспитанники и сами состоят в семьях железнодорожников, так что ребятам с детства прививается любовь и уважение к нашему делу.
Следующим звеном выступает профориентационная работа. Помимо образовательных учреждений, значительный вклад в нее вносят детские железные дороги в Хабаровске и Южно-Сахалинске. Это целые образовательные комплексы со всем необходимым для технического и инженерного творчества, что привлекает детей и подростков. На базе детской железной дороги в Южно-Сахалинске работает кванториум, где есть возможность получать набирающие популярность навыки робототехники и 3-D моделирования. Похожий проект реализован в Комсомольске-на-Амуре.
Когда человек принимает решение связать свою деятельность с железной дорогой, то перед ним открываются двери в высшее и средне-специальное образование. Ошибочно полагать, что на этом моменте работодатель делает паузу в ожидании через какое-то время получить полностью подготовленного специалиста в свои ряды. Наоборот, сотрудничество с учебными заведениями только углубляется - это совместные научно-изыскательские работы, помощь в оборудовании учебных классов и помещений, оснащение тренажерами и наглядными образцами технических устройств, новые брендированные зоны, семинары, мастер-классы и многое другое. Будущий работник должен быть максимально погружен в атмосферу профессии.
Для подготовки рабочих специальностей функционирует Дальневосточный учебный центр профессиональных квалификаций - один из самых крупных на сети по количеству обучающихся и выпускников.
Что касается профессионального бизнес-образования, то новый филиал корпоративного университета РЖД во Владивостоке открывает для нас уникальные возможности. Они заключаются в специализации: тут можно более тонко настроить образовательные программы, сделать их максимально адаптивными к нуждам железных дорог Восточного полигона. Поэтому ключевая задача корпоративного университета видится в общем улучшении качества подготовки специалистов. Мир и наша отрасль в нем меняются быстро, постоянно необходимо получать новые знания и компетенции, и в том числе, чтобы эффективнее руководить своим персоналом, службой, дирекцией или даже полноценной дорогой.
В холдинге развернута широкая кампания по привлечению персонала, включая создание специализированного Центра, где аккумулируются заявки от предприятий и служб магистрали, где ведется отбор претендентов. Запущен портал БАМ 2.0 (team.rzd.ru), на котором также публикуются вакансии от подрядных организаций, помогающих нам модернизировать Восточный полигон. На нем можно найти любую профессию. На портале представлены официальные вакансии от водителя экскаватора до электромонтера и прочих специальностей. Можно выбирать любое дело, подходящее навыкам соискателя. Отдельный раздел для студентов, где они могут получить исчерпывающую информацию по карьерным перспективам и устроиться на практику или стажировку в РЖД и дочерние компании.
Для удержания действующих железнодорожников дорога строит и возводит жилье (например, в поселках Тырма, Юктали, Верхнезейск и др.), Установлены надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностях, а также в южных районах Дальнего Востока - в полном размере с первого дня работы. Все социальные гарантии работников магистрали закреплены в Коллективном договоре.
Для улучшения условий труда и отдыха железнодорожниц на магистрали создан Координационный совет женщин. С его помощью работницы решают, какие меры поддержки им необходимы, как повысить социальную защищенность. Для этого проводятся профильные форумы.
- Жизнь БАМовских поселков, практически, полностью связана с железной дорогой. Какие социальные проекты будут выполнены в юбилейный год?
- Сразу отмечу, что развитие социальной сферы во всех поселках, тесно связанных с железной дорогой, не только на БАМе, не зависит от юбилеев и праздников - этой работой мы занимаемся основательно и регулярно. Все железнодорожники должны жить и трудиться в нормальных условиях, и это - залог стабильности коллектива и его успешной работы.
Что касается БАМовских поселков за последние годы - и мне приятно об этом говорить - сделано многое. Помогаем с ремонтом школ, детских садов, больниц. Например, в поселке Февральск отремонтирован бассейн, в Юктали оборудован скалодром, а в Новом Ургале появились игровые площадки. В нескольких школах созданы и пользуются популярностью коворкинг-зоны, а в школе поселка Юктали - создана детская медиа-студия, где ученики осваивают возможности современных коммуникационных площадок.
Программа развития объектов здравоохранения "РЖД-Медицины" в 2024 году включает четыре основных проекта на сумму 40,1 млн рублей в поселках Беркакит, Февральск, Новый Ургал и Тында. В столице БАМа также создан первый в городе центр лучевой диагностики.
- Как готовитесь к празднику в регионах присутствия?
- 50-летие с начала строительства Байкало-Амурской магистрали - это праздник не только для жителей северных регионов Дальнего Востока или железнодорожников, а для всей страны. Ведь магистраль строили сотни тысяч людей со всего Советского Союза, и нынешний юбилей очень важен для ветеранов, многие из которых хотят приехать на БАМ и принять участие. Поэтому внимание к мероприятию находится на контроле у руководства ОАО "РЖД" и правительства России.
Празднование на ДВЖД начнется с отправления в июне двух юбилейных поездов в Хабаровском крае и Амурской области. Каждый из них посетит десятки станций БАМа, на которых пройдут митинги, награждения работников и праздничные концерты.
В отраслевых библиотеках по всей магистрали проходят выставки, посвященные истории БАМа. Для школьников организовываем встречи с ветеранами-строителями. Планируем экологические акции по очистке берегов дальневосточных рек.
Главные же торжества состоятся в столице БАМа - Тынде с 6 по 8 июля. Раскрывать секреты я сейчас не стану, но к этим дням железнодорожники готовятся очень тщательно. Тында получит праздник, достойный юбилейной даты.