Как отразился коронавирус на экономике и инвестиционной привлекательности Хабаровска, сколько времени займет полная ликвидация ветхого фонда и как митинги влияют на повседневную жизнь горожан, в интервью "Интерфаксу" рассказал мэр города Сергей Кравчук.
- Сергей Анатольевич, год был сложным для всех сфер жизни. Негативные изменения, связанные с коронавирусом, повлияли, в первую очередь, на экономику. Как бизнес Хабаровска заканчивает год и какие потери понес бюджет из-за разного рода ограничений по COVID-19?
- Мы с марта месяца в этой непростой ситуации. Она затронула всех людей – меняется образ жизни, рушатся планы, и это все отражается на обществе в целом. Но администрация города вовремя отреагировала на эти вызовы. Мы вместе с бизнесом создали ситуационный центр, в который вошли не только работники администрации, но и в большинстве своем представители бизнеса, которые чувствуют обстановку на рынке.
Мы попытались минимизировать потери бизнеса, потому что понимали – если мы сегодня ему не поможем, завтра этот бизнес не возродится, и бюджет города потеряет больше, чем он сегодня вложится в эту помощь.
Мы разработали 15 программ, и они эффективно сказались на развитии малого и среднего предпринимательства. Почему такое внимание бизнесу? Сегодня 34% поступлений в бюджет города – это платежи от малых и средних предпринимателей. Вообще наша задача достичь 45-48% поступлений.
Мы прогнозируем по году потери городского бюджета около 900 млн рублей. Но при этом больше половины от этой суммы, 570 млн рублей, – это наши меры поддержки малого и среднего бизнеса по аренде, налогам, другим платежам. Мы пошли на эти меры, прежде всего, чтобы предприятия могли сохранить свой бизнес, трудовые коллективы и в будущем работали стабильно.
По данным налоговой службы, у нас, по сравнению с данными на 1 января 2020 года, представителей малого и среднего бизнеса стало на 4% больше. То есть мы не потеряли. При том, что кто-то ушел с рынка, но в итоге пришли на 4% больше. Где они заняты, пока рано анализировать, но многие предприятия перешли в режим онлайн, кафе, рестораны стали работать на вынос, по заявкам. Мне очень интересно, какое направление в бизнесе выходит сегодня на лидирующие позиции, это важно знать для развития города.
Туризм – это сфера, которая понесла самые большие потери. Можно сказать, что он сегодня находится на нуле. Нет никаких туристических обменов, гостиничный комплекс очень сильно страдает от того, что к нам никто не приезжает как из-за границы, так и из других регионов России. Это серьезнейшая проблема, мы это понимаем и мы это видим.
Транспорт – по статистике ноября мы перевезли на 80 тыс. пассажиров меньше. Но мы сохранили все маршруты, мы сохранили все автобусы, мы сохранили график движения пассажирского транспорта. Потому что понимаем, что даже одному пассажиру необходимо приехать от точки А в точку Б. Но сегодня транспорт работает себе в убыток.
В целом по экономике города, я считаю, что она положительная. Сегодня в промышленности 110% рост, в сфере торговли рост. Единственный минус - туризм, общепит пострадал, но то, что мы точно сделали – сохранили экономику города.
Хочу сказать, что инвестиционная привлекательность Хабаровска осталась на прежнем уровне, и инвестиции немного, но приросли. И самое главное - мы выполняем все социальные обязательства перед жителями города.
- Насколько повлияли ограничительные меры по коронавирусу на реализацию национальных проектов в Хабаровске? Какие объекты сданы и какие планы на 2021 год?
- Все нацпроекты, которые у нас сегодня реализуются в Хабаровске – это и "Безопасные и качественные автомобильные дороги", "Здоровье и демография", "Комфортная среда", – они все у нас выполняются в срок и без срывов. Мы "закрыли" проекты на этот год по дорогам, сдали пять скверов, они все готовы, в декабре сдаем школу "Волочаевский лицей" – это тоже по нацпрограмме. По всем программам, существующим в городе, благоустроили более 125 дворовых территорий. Уделяем внимание комфорту очень пристальное. На будущий год нацпрограммы, особенно по комфортной среде и дорогам, в планах, и финансирование запланировано в полном объеме. Сформирован реестр объектов, так, по "Комфортной среде" будет пять скверов. В декабре мы получаем заключение госэкспертизы и готовы в 2021 году приступить к строительству школы на 1 тыс. 300 мест в микрорайоне "Строитель". В декабре начнем проводить аукционы по "Качественным и безопасным автомобильным дорогам", там 1 млрд 400 млн, и на 5 скверов по "Комфортной среде" порядка 70 млн рублей. Это задел, чтобы при положительных температурах выйти на работы и в срок все программы закончить.
Мы начнем строительство дороги на улице Тихоокеанской. Это объемный объект, который давно жители ждут. Начнем проектирование развязки на улицах Шелеста-Воронежская-Большая. Начнем проектирование реконструкции проспекта 60-летия Октября. Если дорогу "Обход Хабаровска" нам в следующем году откроют, сдадут, значит, мы начнем капитальное строительство проспекта. Многие меня ругают, критикуют, что проспект неприглядный. Мы его поддерживаем, делаем там ямочный ремонт, он в удовлетворительном состоянии. Почему я не даю разрешение приступить к ремонту дороги и строительству? Большегрузы, а это от 40 до 60 тонн, которые двигаются с востока на запад и с запада на восток, все у нас проходят через проспект 60-летия Октября. Ну и что будет с этой дорогой после того, как пройдет хотя бы десяток таких машин, по новой дороге, без "Обхода Хабаровска", который планировался для того, чтобы пустить туда весь большегрузный транспорт? Мы ждем ее открытия. Как только сдадут, сразу приступим к строительству. Это масштабный и серьезный проект. За год мы его не сделаем и даже за два, мы его будем делать этапами. Сделаем ливневку, тротуары, освещение, светофоры с камерами видеослежения, дорога будет такая же, как по улице Шелеста.
- А бараки, которые стоят на проспекте 60-летия Октября, - их реконструкция затронет? Много жалоб и критики у горожан и гостей Хабаровска на большое количество ветхого жилья в городе. Они портят облик Хабаровска, и условия проживания там оставляют желать лучшего.
- У нас есть нацпрограмма по сносу ветхого жилья, она разбита на 6 этапов с 2019 по 2025 годы. В эти этапы мы включили 84 дома. 1,7 млрд рублей нам выделено на эти дома. Всего в Хабаровске 774 дома из категории "ветхое жилье". Мне тоже не нравится, что на проспекте 60-летия Октября, в частности, они есть, но там все эти дома находятся в санитарной зоне железной дороги. Строительство жилья там невозможно, возможно строительство только каких-то административных зданий, магазинов, офисов – не более того. Вот в эти 84 дома по программе расселения два дома с проспекта попали. А для информации, чтобы все понимали и оценивали: чтобы ликвидировать весь ветхий фонд в Хабаровске единоразово - вот снесли и все, – необходимо 14 млрд рублей. Бюджет города, а мы зарабатываем около 8 млрд, плюс субвенции, дотации – это всего 15 млрд. Встречаются горячие головы, которые кричат: "я тут все расселю за полгода", - это обман, ложь и введение в заблуждение. Даже ни за два, ни за три, ни за пять, ни за шесть лет не получится. Но если программа будет дальше продолжаться, мы сможем поэтапно расселить все ветхие дома за 10-15 лет, не меньше.
Для расселения жильцов ветхого фонда ранее было разрешено только приобретение квартир на вторичном рынке. Сегодня законодательство меняется, мы понимаем, что вторичный рынок не безграничен - мы уже сегодня не можем найти квартиры на вторичном рынке. Вот, например, правительство края будет строить большой дом на улице Аэродромной по программе расселения ветхого жилья.
Хабаровск реализует еще одну интересную программу – "Развитие застроенных территорий", где мы предлагаем инвесторам те или иные участки с ветхими домами. Инвестор по аукциону приобретает этот участок, расселяет ветхий фонд, дает жильцам благоустроенные квартиры и на этом месте строит новое жилье. У нас в переулке Батарейном инвесторы строят дом, сносят ветхие дома в Гупровском городке. Буквально на днях объявим еще один аукцион. За последние 10 лет мы по этой программе уже расселили 34 ветхих дома. Это подспорье национальной программе, которая финансируется из федерального, краевого и местного бюджетов. А здесь инвестор. Это хороший тандем, которые ускоряет процесс.
- Сергей Анатольевич, еще один вызов этого года – митинги в поддержку бывшего губернатора Сергея Фургала. Почти полгода они продолжаются. Каково ваше лично отношение к такой форме протеста? Ооказывают ли эти акции влияние на текущую жизнь города?
- Для меня, как для мэра, самое важное, чтобы в городе был порядок, было тепло, была вода, люди жили в благоустроенных домах, строились дороги. Мэр – это, прежде всего, хозяйственник. Да, я разделяю их мнение, что это их право - выйти на митинг, но на санкционированный митинг. Все эти митинги не санкционированы, поэтому я за то, чтобы жители высказывали свое мнение, но высказывали цивилизованно и по существу.
Мы готовы к конструктивному разговору, мы готовы выслушать всех. Ведь в Хабаровске мы для того и создали Общественную палату – это один из институтов взаимоотношения власти с населением. В Общественной палате все слои: от кандидатов наук до простых предпринимателей. Этот совет позволяет нам делать анализ климата в обществе. И через палату мы работаем со всеми организациями и объединениями. Митинг – это самая крайняя, а может быть, даже и ненужная сегодня форма выражения мнения. В городе есть чем заняться, в Хабаровске много общественных объединений, я всех приглашаю участвовать в развитии города, всех без исключения. Давайте вместе будем благоустраивать скверы, давайте вместе будем строить дороги. Мы уже много сделали проектов вместе с молодежью – им это нравится. Вот в этом предназначение администрации города, в том числе и мэра – в поиске точек соприкосновения и выстраивании совместной концепции.
- Экономические потери от проведения митингов есть?
- Это прежде всего действует на психологию человека. Вот вы едете в общественном транспорте, вам срочно надо прибыть куда-то, митингующие идут по улице, останавливается все движение. Вы сидите в транспорте - ваше состояние? Я всегда говорю, вы возьмите, наденьте ботинки того человека, которого вы критикуете или влияете на его судьбу или на жизнь. Я смотрю на автобус, где люди сидят, – они негодуют.
- Есть жалобы на митинги?
- Жалуются, да, жалуются те, кто в домах рядом проживают: на шумы, крики, сигналы от автомобилей. Жалуются водители в автобусах, потому что они выбиваются из графика. А у нас каждый автобус находится в системе ГЛОНАСС, мы их штрафуем за опоздания. Потому что на каждой остановке он должен быть в указанное время, мы их фиксируем. Поэтому определенные неудобства есть для города.
- Раз речь зашла об общественном транспорте - какие есть планы по развитию этой отрасли? Как происходит обновление автопарка?
- Когда я был избран мэром города, я первое собрание провел с перевозчиками сразу. Хорошо поговорили, я у них спросил - вам нравится ваш транспорт, на котором вы перевозите пассажиров? В ответ тишина, ну понятно, никто не скажет, что не нравится. Я тогда сказал: кто принимает правила игры администрации города, тот будет с нами работать, кто не принимает – будем расставаться. А правила игры были простые. У нас проводятся аукционы на маршруты, кто выигрывает аукцион – через три месяца приобретает новый подвижной состав. За свои средства. Все с этим согласились. На 5 лет проводится аукцион, перевозчик знает, что он будет 5 лет работать на этом маршруте, но одно условие конкурса – приобретение нового автотранспорта. И не просто нового, а на газомоторном топливе. И мы этому следуем. На сегодняшний день уже около 220 автобусов новых приобрели. А у нас на линии выходят 650-670 ежедневно. К концу года будет поставлено на линии еще несколько новых автобусов.
В марте 2021 года мы получим из Москвы 20 троллейбусов. Они не новые, они ходили на линиях в Москве, но они намного лучше, чем наши. У нас самому молодому троллейбусу около 10 лет, а самому старшему 25. Парк, которому 10 лет и старше, мы выведем из эксплуатации, а эти 20 троллейбусов пустим на линии. Они опечатаны, наши специалисты поехали, выбрали, посмотрели. Хорошее, даже отличное состояние как салона, так и оборудования. Сейчас мы разыгрываем аукцион на доставку троллейбусов. Думаю, в марте - начале апреля эти троллейбусы выйдут на линии. Также мы прорабатываем вопрос о приобретении трамваев. У нас есть трамваи, которым уже по 30 и более лет, те, что еще с одной фарой, трамваи, которые выпускались в Советском Союзе. Подвижной состав будем менять и постоянно обновлять, есть такая задача.
Кроме этого, строим газовые заправочные станции. Инвестор пришел, будет строить две новых станции: на улице Панфиловцев и на Трехгорной. Думаю, что скоро сдадим заправку в районе Спецкомбината, то есть город развивается в отношении транспортной системы.
- Хабаровску сейчас очень не хватает масштабного строительства жилья. Есть ли крупные проекты, которые планируется реализовать в ближайшие годы?
- Да, было время, когда мы "гремели" и сдавали в городе по 350-400 тыс. кв. метров в год. У нас работал "Дальспецстрой", крупнейшая строительная организация, сегодня ее нет, и на рынке строительной индустрии таких крупных игроков, увы, уже нет. Сегодня мы собираем этот строительный комплекс: там предприятие, там другое, с Сахалина приезжают к нам уже, со своим заводом. Потихоньку, я уверен, мы через 2 года придем к тем "большим" квадратам.
Самый перспективный и крупный проект - микрорайон Ореховая сопка, спасибо правительству Хабаровского края, правительству РФ, что обратили на это внимание. Всего-то надо построить "трубу" (тепломагистраль ТМ-35 – ИФ) от ТЭЦ-3, то есть водоводы, и все. Эта инфраструктура будет построена с возвратом денежных средств. Когда будет построен дом, и строитель подключится, он подключение оплатит, и все эти деньги возместятся застройщику этих трасс. В этом году мы начинаем строительство сетей к Ореховой сопке – водоотведения и водоснабжения, аукцион пройдет, и подрядчик начнет строить. 220 млн бюджетных средств – это наши обязательства. Чтобы микрорайон строить, нужна вода, нужна канализация, нужно тепло, инфраструктура. Мы за свои средства спроектировали. Сейчас будем проектировать транспортную инфраструктуру, новые дороги строить туда, начиная от улицы Выборгской и заканчивая Трехгорной. И улицы Героев Пассаров, и Краснодарская, и Совхозная - все они будут реконструированы только из-за строительства микрорайона Ореховая сопка, а это 1 млн кв. метров. Плюс инфраструктура: больницы, поликлиники, кинотеатры, кафе, почта, банки. Это новейший, огромнейший микрорайон, такого у нас не было. Этот микрорайон и будет толчком и фундаментом стройиндустрии в городе Хабаровске. Задача - за пять лет построить этот микрорайон. Отрасль начинает подниматься. Есть земля, есть застройщики, которые купили землю, платят аренду в бюджет города. Оплачивают, но ждут ТМ-35, как только начнется ее строительство – начнется и строительство микрорайона.
- Несмотря на все сложности этого года, впереди Новый год, праздники. Все к этому готовятся. Что ждать горожанам? Город будет экономить на украшении, иллюминации?
- Мы постарались затраты на подготовку к Новому году в бюджете сохранить. Это все-таки самый любимый праздник у нас, у россиян. В том же объеме будем украшать город. Да, есть некоторые предприятия, которые сегодня не готовы финансировать украшение своих офисов, не в силу того, что они не хотят, а потому что находятся в сложном финансовом положении. Мы это понимаем, сильно не требуем и сильно не критикуем. Понятно, они будут украшать, но скромнее, чем в прошлом году. Город готовится к праздникам. Все главы районов, все заместители отраслевые нацелены на это. Каждое аппаратное совещание спрашиваю – сколько уже оформлено, сколько в стадии. Я вчера проезжал, смотрел, многие уже офисы оформили, магазины оформили витрины, предприятия ставят новогодние елки.
Что касается праздников, я бы попросил руководителей предприятий не проводить в том объеме корпоративы, как это всегда делали – массово, подолгу. Запретить мы не можем – это дело каждого руководителя, но требования Роспотребнадзора необходимо выполнять. Поэтому просьба - отнестись серьезно и принять все меры предосторожности.
В школах, в детских садах будут проводить утренники, никто не запрещает, но в группах, не массово. Я думаю, родители поймут эти меры. Ведь если кто-то заболеет, это затронет всю семью. Сейчас заражение коронавирусом в основном происходит в семье. И не хотелось бы, чтобы новогодние праздники принесли нам огорчение.
Надо подумать и о врачах. На них серьезнейшая нагрузка. Это те люди, которые сегодня в "красной" зоне, они заражаются коронавирусом так же, как и мы. Переболев, опять выходят на работу, опять заболевают, опять выходят нас лечить, а мы об этом не думаем. Люди в автобусах ездят без масок, приходят в супермаркеты, где сейчас сотни носителей, также не надевают маски, не обрабатывают руки. То есть вопросы к самодисциплине. Я вот переболел, и жена переболела, лежали в больнице вместе. Это очень страшно. Я вас просто прошу, надо думать о детях, о родителях, о близких прежде всего.
- И последний вопрос, Сергей Анатольевич: пока снега в городе нет, и ситуация на дорогах спокойная. Но как только выпадают осадки, это становится проблемой. Горожане жалуются на то, что дороги не чистят, люди не видят технику, недовольны работой городских служб. Готовы к снежной зиме?
- Это плохо, что у нас в Хабаровске нет снега. Новогодние городки – ну ладно, лед мы найдем, катки зальем, а мы же делали снежные фигуры, горки во дворах. Может быть, он и пойдет, ждем, и город готов к зиме. Приобрели новую технику за счет средств муниципальных предприятий. У нас в полном наличии грейдеры, погрузочная техника, самосвалы для вывоза снега. Коллапса никакого не будет. Сами водители зачастую бывают виноваты. Когда у нас в этом году первый снег выпал, мы смотрели статистику - 68% ДТП, произошедших в городе, случилось с теми машинами, на которых владельцы не поменяли резину.
Не только в Хабаровске, в любом городе, если идет снег, всегда есть ограничения в движении. Мы еще не придумали технологии, чтобы снег, не долетая до земли, таял. Все бригады у нас уже готовы. Как только мы по погоде смотрим, что ожидается снег, есть дежурные группы, они даже ночуют у себя на предприятии и выходят в 3-4 утра, когда снег только начинает идти. Надо к этому терпимо относиться. Но снег – это радость для всех, для детей, город преображается. А дорожные службы для того и существуют, чтобы наводить порядок.
- Но горожане часто жалуются, что не видят техники на улицах.
- Вот вы выходите на улицу и не видите машину, которая убирает снег. У нас 612 тысяч населения, чтобы видели машины – надо 612 тысяч машин. Есть колонна, которая организованно проходит определенный участок. Колонна формируется из 5-6 машин, она становится, занимает одну полосу и идет. Как вы ее можете видеть одновременно в пяти местах? Не надо вам их видеть, вам надо видеть чистые дороги. Есть единая диспетчерская служба, в которой каждая машина видна - где она работает. На сайте управления дорог и внешнего благоустройства есть раздел, где любой желающий может увидеть, где в данный момент находится техника.
Каждое муниципальное предприятие, а у нас их три: МУП "Южное", "Восток" и "Север", - убирает свою территорию. Если кому-то есть необходимость посмотреть, сколько машин работает в тот или иной час, на каких улицах, какой объем работ каждая машина выполняет - заходите на сайт. У них у каждого свои задачи, разграничения, у каждого звена свои полномочия. Там все отлажено, сбоев не дает. Как только снег выпадает, все пошли.
- То есть вы готовы работать с негативом и оперативно на него реагировать?
- За два последних года в СМИ один негатив был, ничего хорошего не было о городе, хотя Хабаровск развивался, не погряз в беспорядке и хаосе. Сейчас в обществе негатив скопился, это в сознании надо переломить реальными делами. Я всегда говорю, что жители Хабаровска – это самые лучшие люди, они активные, они помогают, у них очень доброе сердце, неравнодушные. У них искра в глазах, а это такая хорошая надежда на будущее, с такими людьми можно горы свернуть. Были такие люди, и они останутся, которым все плохо, я на них не обижаюсь. Мне даже приятно с ними разговаривать, потому что пытаешься понять, что надо еще сделать, чтобы Хабаровск рос и развивался.