Дальний Восток / Эксклюзив 13 сентября 2022 г. 14:04

И.о ректора ДВФУ Борис Коробец:

"Мы должны быть полностью обеспечены своими технологиями, это главная задача всей системы образования и науки"

О программе развития Дальневосточного федерального университета, сотрудничестве с зарубежными вузами и о ситуации с иностранными студентами, оставшимися без поддержки родителей, рассказал "Интерфаксу" по итогам Восточного экономического форума исполняющий обязанности ректора вуза Борис Коробец.

"Мы должны быть полностью обеспечены своими технологиями, это главная задача всей системы образования и науки"
Фото предоставлено пресс-службой ДВФУ

- Борис Николаевич, в начале августа наблюдательный совет одобрил программу развития ДВФУ. Университет планирует стать ведущим в ДФО вузом, который ориентирован на практические разработки и взаимодействие с бизнесом. Что будет сделано для этого, в какие сроки?

- Мы давно говорили о программе развития университета. В августе Наблюдательный совет и его председатель Юрий Петрович Трутнев (полпред президента РФ в ДФО - ИФ) одобрили эту программу. Скажу откровенно, это еще не окончательный вариант, потому что мир так быстро меняется. Очень сложно что-то до 2030 года определить. Программа должна быть живой. Одна из целей – наметить векторы, сформулировать те шаги, которыми мы будем двигаться для того, чтобы достичь глобальной цели – лидерства на Дальнем Востоке.

Ну и конечно же, инструменты для корректировки этой программы. Что будет? Мы выбрали приоритеты. Развитие университета сконцентрировали на тех ключевых направлениях, которые были обозначены президентом РФ Владимиром Путиным в области технологического развития и Дальнего Востока, и центра концентрации на острове Русский. Это, конечно, морская робототехника, морская инженерия, биотехнологии, IT и многое другое. Самое главное, что это те области, которые позволяют нам сегодня говорить об импортонезависимости, о том, что здесь должны рождаться технологии, которые позволят нам не думать о том, отключат ли нам завтра программное обеспечение или не отключат, привезут станок или не привезут.

Конечно, технологическое развитие, развитие в области продуктовой импортонезависимости – это то, что сегодня является основными приоритетами для университета. И я очень благодарен Юрию Петровичу Трутневу за то, что он поддержал эти направления. Собственно говоря, остальное будет работать на решение этой задачи. Мы должны быть целиком и полностью обеспечены своими технологиями и своими продуктами. Уверен, что это главная задача всей системы образования и науки.

Кроме того, нужно понимать, что сегодня университет опирается на традиционную модель подготовки кадров. И мы будем трансформировать систему образования: создавать непрерывное пространство для обучения со школьной скамьи, ориентироваться на практику и быстрый выход специалистов в профессию.

- Как повлияли изменения во внешнеполитической ситуации на сотрудничество с зарубежными партнерами, преподавателями? Продолжает ли работу и в каком режиме филиал университета в японском Хакодатэ?

- Наш филиал в г. Хакодатэ продолжает свою работу, и в этом году набор абитуриентов выполнен в полном объеме. Кстати, среди наших обучающихся в филиале традиционно есть и государственные служащие Японии.

Если говорить о приемной кампании в целом, в университет приезжают учиться ребята из других стран Азиатско-Тихоокеанского региона, а также Африки, Латинской Америки.  Наиболее востребовано российское образование у студентов таких стран, как Китай, Индия, Эквадор, Узбекистан, Колумбия. Сейчас в ДВФУ обучаются представители 79 стран мира. Также очень важно, что в этом году каждый третий поступивший на первый курс ДВФУ студент – не из регионов Дальнего Востока. Это ребята из центральной России, Урала, Кавказа, зарубежных стран. Это ребята, которые поверили в то, что Дальний Восток – это место, где будет основной вектор развития нашей страны, развития новых рынков АТР.

Если говорить о сотрудничестве с иностранными партнерами, хочу отметить, что руководители вузов и лидеры мнений в зарубежных академических и экспертных кругах бережно относятся к связям с ДВФУ и поддерживают все отношения – совместные образовательные программы, проекты академической мобильности. Я здесь в первую очередь имею в виду те страны региона, правительства которых заняли недружественную позицию, – Австралия, Республика Корея, Япония. В рамках ВЭФ мы открывали пленарное заседание АТЭС, посвященное образованию, подготовке кадров в будущей экономике, области технологического развития. Несмотря на существующие сложности с глобальными перемещениями, приехало много иностранных гостей, а некоторые коллеги, например, из японских университетов, не смогли прилететь, но участвовали онлайн.

- Как складывается ситуация с иностранными студентами, которые из-за санкций оказались без помощи родителей? Были трудности с переводом средств из-за рубежа. Мы знаем, что была открыта биржа труда. Сколько сейчас из них продолжают работать, планируется ли оказывать им поддержку в дальнейшем, продолжит ли работу Центр поддержки иностранных студентов?

- Вы знаете, нет худа без добра, потому что, конечно, это была сложная ситуация. Я встречался с ребятами, они в какой-то момент были напуганы. Во-первых, была зима, холодно, нужно было покупать вещи, продукты. Университет создал, я считаю, отличные условия для них, мы помогали во всем. Сразу поддержали инициативу нашего студенческого сообщества по созданию ситуационного центра, в который вошли неравнодушные студенты, преподаватели, представители администрации вуза, помимо гуманитарной поддержки запустили биржу труда внутри вуза и совместно с нашими партнерами. И ребята, которые оказались в сложной ситуации, пришли на работу. Никто не хотел уезжать, все искали возможность остаться дальше жить и учиться во Владивостоке. Благодаря бирже труда получился отличный опыт проникновения в нашу культуру, многие из них стали неотъемлемой частью корпоративной среды университета.  Ситуация давно стабилизировалась, и все процессы протекают уже в штатном режиме, но я вижу огромное преимущество, что среди наших сотрудников появились иностранные ребята. Они понимают культурные нюансы, понимают, как улучшить пребывание студентов здесь, так как чувствуют это на себе. И здесь главный показатель, что почти все ребята продолжили учиться в университете.

Я искренне уверен, что ребята в этот момент во многом выбирали сердцем. Да, в какой-то момент они испытывали информационное давление зарубежных СМИ, было сложно. Но они сделали свой выбор, в первую очередь, в том, что они верят в нашу страну, хотят здесь работать, хотят здесь получить образование. И это они демонстрируют в университете, за это им огромное спасибо.

- Как сейчас в ДВФУ обстоит ситуация с подготовкой IT-специалистов, потребность в которых возникла особенно остро в последние несколько месяцев?

- IT-специалисты на фоне технологического развития в последнее время очень востребованы. Сейчас, действительно, без IT никуда. Набор по этим специальностям в вузе хороший, баллы высокие. В новом учебном году на направлениях и специальностях IT-сферы с учетом нового набора в ДВФУ будут обучаться порядка 2 тыс. 250 человек.

Сейчас почти все, любое направление в университете, так или иначе связано с IT.  В прошлом году мы открыли направление "Медиакоммуникации", это журналистика и огромный блок IT. Медицину невозможно представить без IT. И даже филологи говорят сегодня о цифровой филологии. Информационные технологии – это то, что пронизывает всю нашу жизнь.  Все направления подготовки так или иначе – это развитие IT. Поэтому, помимо высшего образования, у нас есть и короткие профильные программы, на которых можно обучиться бесплатно. В рамках проекта "Цифровые кафедры" ДВФУ разработал четыре образовательные программы, на которых в новом учебном году будут бесплатно обучаться порядка 1,5 тыс. студентов. По итогам обучения ребята сдадут независимый экзамен и получат дополнительную к основной квалификацию IT-профиля.

На Дальнем Востоке, в частности, в Приморском крае, я, к счастью, не заметил большого оттока айтишников. Дальний Восток востребован, привлекателен за счет государственной поддержки. Поэтому ребята из коммерческого сектора начали переходить в исследовательские проекты в университет. По-моему, это здорово. Бизнес становится ближе к студентам, а студенты четко понимают, зачем они идут в университет.