Приморский край активно взаимодействует с иностранными партнерами, в регионе реализуются крупные инвестиционные проекты. Губернатор края Олег Кожемяко рассказал "Интерфаксу" на полях Петербургского международного экономического форума-2024 о том, где в Приморье может появиться международная территория опережающего развития, как решается проблема нехватки кадров, необходимых для развития экономики, а также о сотрудничестве с КНДР, связи с которой край активно развивает в последнее время.
- Олег Николаевич, ранее было анонсировано возобновление железнодорожного пассажирского сообщения между Владивостоком и северокорейским городом Расон. Когда это может произойти?
- Я думаю, что это должно произойти в июне. Мы стремимся, чтобы сначала было сообщение Хасан (РФ) – Расон (КНДР) и в перспективе это Владивосток-Расон, через Хасан. С Олегом Белозеровым (гендиректор РЖД — ИФ) мы встречались, он подтвердил это. Думаю, что мы постараемся, чтобы в июне такие поезда пошли.
- В 2025 году вступит в силу закон о создании на Дальнем Востоке международных территорий опережающего развития (ТОР). Есть ли интерес у инвесторов в Приморье к такому формату, где они могли бы разместиться в Приморье?
- Вы знаете, есть несколько площадок. Одна из них в Уссурийске, в районе Воздвиженки. Вторая площадка — в ТОР "Надеждинская", там, где есть коммуникации. Поэтому сейчас, я думаю, мы глубже проработаем порядок международной ТОР, условия, которые позволяют инвестору заходить туда, с учетом тех льгот, которые есть.
Компания с китайским капиталом построит к 2029г под Владивостоком образовательный центр за 5 млрд руб
Здесь, безусловно, важно понимать: если это международная ТОР, то, прежде всего, нужно учитывать интересы международного бизнеса, брать за основу их предложения. Я думаю, что в дальнейшем мы будем дорабатывать законодательную базу. Но уже к Восточному экономическому форуму мы такие площадки представим, может быть, будут первые инвесторы.
- В Хасанском районе будет создан международный туристический кластер. Что он из себя будет представлять и какую поддержку проекту окажет регион?
- Базовым будет круглогодичный морской курорт, который создается по поручению президента РФ. Курорт рассчитан на размещение 3,5 тыс. человек единовременно, а в год он сможет принимать порядка 500 тыс. туристов. Также будут созданы 2,5 тыс. рабочих мест.
Регион берет на себя энергетическую, инженерную, дорожную инфраструктуру, водоотведение, водоснабжение. Думаю, что государство будет сопровождать эти проекты, в том числе поможет с расширением дорог, телефонизацией. В Хасанском районе есть возможность железнодорожного, автомобильного, паромного сообщения. Это тоже одна из задач, которую нужно решать, чтобы людям было удобно в течение трех часов, пройдя морем, оказаться на этом курорте.
- Одной из главных проблем региона остается дефицит кадров. Как решаете эту проблему, как привлекаете кадры?
- Знаете, сначала нужно посмотреть идею чучхе, опору на собственные силы, потому что мы все-таки соседи КНДР.
В Приморье достигнуты хорошие результаты по федеральному проекту "Профессионалитет". Мы один из регионов-лидеров, в котором, наверное, более половины всех программ по Дальневосточному федеральному округу внедрены.
В учреждениях среднего профессионального образования у нас порядка 50 тыс. ребят сегодня обучаются, такова же потребность рынка — 50 тыс. Нам нужно научить человека не сразу гнаться за высшим образованием и потом искать себе работу. А пройти путь сначала, может быть, от рабочей специальности, младшего инженерно-технического работника, чтобы научиться принимать правильные управленческие решения в последующем.
Проблема в том, что иногда, заканчивая высшие учебные заведения, особенно много было коммерческих, филиального типа вузов, в которых человек не получал качественное образование и оказывался невостребованным. Был переизбыток по некоторым специальностям — юристы, экономисты, и прочее, прочее. Поэтому сейчас, мне кажется, и молодежь начала ориентироваться на то, что нужно получить ту специальность, которая даст тебе возможность зарабатывать деньги. Это рабочие, инженерно-технические специальности. У нас сегодня конкурс в колледжах составляет 1,9 человека на место. То есть молодежь поверила в это.
Исходя из этого, мы сейчас такую практику развиваем, у нас по многим направлениям, в том числе по судостроению, авиастроению, по строительной отрасли приняты эти решения. Места в колледжах распределяются с пожеланиями бизнеса.
"Профессионалитет" предусматривает финансирование со стороны бизнеса. И государство направляет большие денежные средства. За счет этого обновляется оборудование, покупаются необходимые тренажеры. Статус колледжей повышается, и мы видим в этом перспективу.