Губернатор Приморья Олег Кожемяко:

"Первые пассажирские поезда в КНДР могут отправиться в июне"

Приморский край активно взаимодействует с иностранными партнерами, в регионе реализуются крупные инвестиционные проекты. Губернатор края Олег Кожемяко рассказал "Интерфаксу" на полях Петербургского международного экономического форума-2024 о том, где в Приморье может появиться международная территория опережающего развития, как решается проблема нехватки кадров, необходимых для развития экономики, а также о сотрудничестве с КНДР, связи с которой край активно развивает в последнее время.

"Первые пассажирские поезда в КНДР могут отправиться в июне"
Фотография пресс-службы правительства Приморского края, Диана Пермитина

- Олег Николаевич, ранее было анонсировано возобновление железнодорожного пассажирского сообщения между Владивостоком и северокорейским городом Расон. Когда это может произойти?

- Я думаю, что это должно произойти в июне. Мы стремимся, чтобы сначала было сообщение Хасан (РФ) – Расон (КНДР) и в перспективе это Владивосток-Расон, через Хасан. С Олегом Белозеровым (гендиректор РЖД — ИФ) мы встречались, он подтвердил это. Думаю, что мы постараемся, чтобы в июне такие поезда пошли.

- В 2025 году вступит в силу закон о создании на Дальнем Востоке международных территорий опережающего развития (ТОР). Есть ли интерес у инвесторов в Приморье к такому формату, где они могли бы разместиться в Приморье?

- Вы знаете, есть несколько площадок. Одна из них в Уссурийске, в районе Воздвиженки. Вторая площадка — в ТОР "Надеждинская", там, где есть коммуникации. Поэтому сейчас, я думаю, мы глубже проработаем порядок международной ТОР, условия, которые позволяют инвестору заходить туда, с учетом тех льгот, которые есть.

Читайте также

Компания с китайским капиталом построит к 2029г под Владивостоком образовательный центр за 5 млрд руб

Здесь, безусловно, важно понимать: если это международная ТОР, то, прежде всего, нужно учитывать интересы международного бизнеса, брать за основу их предложения. Я думаю, что в дальнейшем мы будем дорабатывать законодательную базу. Но уже к Восточному экономическому форуму мы такие площадки представим, может быть, будут первые инвесторы.

- В Хасанском районе будет создан международный туристический кластер. Что он из себя будет представлять и какую поддержку проекту окажет регион?

- Базовым будет круглогодичный морской курорт, который создается по поручению президента РФ. Курорт рассчитан на размещение 3,5 тыс. человек единовременно, а в год он сможет принимать порядка 500 тыс. туристов. Также будут созданы 2,5 тыс. рабочих мест.

Читайте также

Первые номера круглогодичного морского курорта в Приморье появятся в 2027 году

Регион берет на себя энергетическую, инженерную, дорожную инфраструктуру, водоотведение, водоснабжение. Думаю, что государство будет сопровождать эти проекты, в том числе поможет с расширением дорог, телефонизацией. В Хасанском районе есть возможность железнодорожного, автомобильного, паромного сообщения. Это тоже одна из задач, которую нужно решать, чтобы людям было удобно в течение трех часов, пройдя морем, оказаться на этом курорте.

- Одной из главных проблем региона остается дефицит кадров. Как решаете эту проблему, как привлекаете кадры?

- Знаете, сначала нужно посмотреть идею чучхе, опору на собственные силы, потому что мы все-таки соседи КНДР.

В Приморье достигнуты хорошие результаты по федеральному проекту "Профессионалитет". Мы один из регионов-лидеров, в котором, наверное, более половины всех программ по Дальневосточному федеральному округу внедрены.

В учреждениях среднего профессионального образования у нас порядка 50 тыс. ребят сегодня обучаются, такова же потребность рынка — 50 тыс. Нам нужно научить человека не сразу гнаться за высшим образованием и потом искать себе работу. А пройти путь сначала, может быть, от рабочей специальности, младшего инженерно-технического работника, чтобы научиться принимать правильные управленческие решения в последующем.

Проблема в том, что иногда, заканчивая высшие учебные заведения, особенно много было коммерческих, филиального типа вузов, в которых человек не получал качественное образование и оказывался невостребованным. Был переизбыток по некоторым специальностям — юристы, экономисты, и прочее, прочее. Поэтому сейчас, мне кажется, и молодежь начала ориентироваться на то, что нужно получить ту специальность, которая даст тебе возможность зарабатывать деньги. Это рабочие, инженерно-технические специальности. У нас сегодня конкурс в колледжах составляет 1,9 человека на место. То есть молодежь поверила в это.

Исходя из этого, мы сейчас такую практику развиваем, у нас по многим направлениям, в том числе по судостроению, авиастроению, по строительной отрасли приняты эти решения. Места в колледжах распределяются с пожеланиями бизнеса.

"Профессионалитет" предусматривает финансирование со стороны бизнеса. И государство направляет большие денежные средства. За счет этого обновляется оборудование, покупаются необходимые тренажеры. Статус колледжей повышается, и мы видим в этом перспективу.