VIII Восточный экономический форум (ВЭФ) во Владивостоке прошел под девизом "На пути к сотрудничеству, миру и процветанию". В этом году, согласно официальным данным, инвестиционный портфель Хабаровского края вырос минимум на 72 млрд рублей. В интервью "Интерфаксу" губернатор Михаил Дегтярев рассказал об эффективности подписанных на форуме соглашений для Хабаровского края и поделился планами.
- Михаил Владимирович, сентябрь был насыщен событиями в политической и экономической жизни Дальнего Востока. Как новые проекты изменят регион, что ждать от них жителям края?
- Деловая программа восьмого Восточного экономического форума была очень насыщенной. По официальным данным Фонда "Росконгресс", Хабаровский край - в тройке лидеров по крупным соглашениям.
В основном они касаются уже существующих проектов. Например, соглашение с компанией "Порт Эльга" о сотрудничестве при реализации инвестпроекта по строительству угольного морского терминала в районе мыса Манорский в Тугуро-Чумиканском районе. Его основное направление - экспорт угля Эльгинского месторождения в Республике Саха (Якутия) в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Мощность будущего терминала - 30 млн тонн в год, а капиталовложения - свыше 47 млрд рублей. Перегрузочный комплекс обеспечит 2 тыс. рабочих мест. Это важный для страны и края социально-экономический проект. В рамках подписанного документа мы будем помогать друг другу.
В Комсомольске-на-Амуре работают два крупнейших завода Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), которые производят военную технику и гражданские самолеты "Суперджет". На них трудятся несколько тысяч жителей края. Поэтому для нас важно социально-экономическое сотрудничество с ПАО ОАК. Ранее благодаря подобному соглашению обновился ряд объектов городской инфраструктуры, благоустроена территория, прилегающая к производственным площадкам. Эта работа продолжится в 2024-2025 годах.
Отмечу и подписанный документ о взаимодействии в сфере совершенствования и развития почтовой связи в крае. Его цель - повысить доступность почтовых и государственных услуг в отдаленных поселениях.
Среди новых проектов - трехстороннее соглашение о развитии добывающей и металлургической промышленности с ПАО "Русолово" и Минпромторгом России. Это и развитие экономики края, и обеспечение сырьевого суверенитета страны в сфере добычи, переработки и производства олова.
Кроме того, договорились с Фондом "Росконгресс" о продвижении событийного и делового потенциала Хабаровского края, с авиакомпанией "Аврора" - об эксплуатации 17 самолетов "Байкал", с АО "Бамтоннельстрой-Мост" и Газпромбанком о строительстве нового здания Дальневосточного художественного музея.
В этом году мы подписали соглашение с РЖД о создании транспортно-пересадочного узла в Комсомольске-на-Амуре. Это запрос, который получили от жителей города, и мы его выполняем.
- Основной партнер региона в Азии - Китай, а как складываются отношения с Индией, Монголией, странами Юго-Восточной Азии?
- Да, наши традиционные международные партнеры - Республика Беларусь и Китайская Народная Республика.
Малые компании-экспортеры края практически не почувствовали санкционное давление. А вот средний и крупный бизнес сейчас - в процессе адаптации и переориентации на новые рынки. Наши компании осваивают рынки Египта, Индии, Индонезии и Малайзии.
С индийскими партнерами мы неоднократно общались на полях ВЭФ. Основные темы диалога - закупка энергетического оборудования, продукции авиа- и судостроения края.
В 2023 году стартовало внешнеторговое сотрудничество с Мьянмой.
Уверен, несмотря санкции, мы расширим не только номенклатуру экспортно-импортных грузов, но и географию. Перед нами открыты перспективные рынки Ближнего Востока, стран Латинской Америки и Африки.
Отдельно отмечу и сотрудничество в сфере туризма. Наши жители по-прежнему активно выезжают в Индонезию, Вьетнам, Малайзию и, конечно, Таиланд. Многие маршруты проходят через крупные аэропорты Китая.
Прошли переговоры о расширении туристских связей с вьетнамской провинцией Фуйен, их делегация в режиме ВКС участвовала в работе II Всероссийского форума "Открой Дальний Восток!". А на площадке ВЭФ на рабочей встрече с представителями официальной делегации Республики Филиппины обсуждали возможности открытия прямого транспортного сообщения.
- Вам представилась возможность поговорить с Ким Чен Ыном в ходе его визита на Дальний Восток, расскажите о впечатлениях от встречи. В каких сферах может быть наше сотрудничество с КНДР?
- Еще на ВЭФ-2022 я встречался с чрезвычайным и полномочным послом КНДР в РФ господином Син Хон Чхолем, были определены приоритетные направления сотрудничества.
У Хабаровского края и Корейской Народно-Демократической Республики - успешный опыт взаимодействия по широкому кругу вопросов: торговля, образование, культура, молодежные и спортивные обмены, туризм, трудовые ресурсы, сельское хозяйство.
Так, студенты из КНДР обучаются в наших вузах, и мы заинтересованы в увеличении их числа. Интересно и сотрудничество на уровне школ края, в которых изучается корейский язык.
Что касается визита председателя государственных дел Корейской Народно-Демократической Республики товарища Ким Чен Ына, то мы побывали на наших авиационных заводах.
Вместе с вице-премьером - главой Минпромторга России Денисом Мантуровым посетили инженерный центр и производственные цеха Комсомольского-на-Амуре авиазавода имени Ю. А. Гагарина (филиала ОАК) и площадку производственного центра головной компании гражданского дивизиона ОАК "Яковлев".
Оценили технологии, которые используются при создании современных самолетов. Осмотрели агрегатно-сборочное производство истребителей и цех окончательной сборки самолетов Су-35 и Су-57. Отдельное внимание уделили участкам, где ведется работа в рамках кооперации по импортозамещенному Суперджет-100: отсеки фюзеляжа и агрегаты крыла.
Показали цех окончательной сборки SJ-100 на площадке ПЦ "Яковлев", где проходят испытания SJ-100 с российскими системами и идет подготовка к аэродромным отработкам самолета с отечественными двигателями ПД-8.
Впечатлил его демонстрационный полет Су-35.
Отмечу, что в августе 2002 года отец нынешнего лидера КНДР товарищ Ким Чен Ир тоже посещал город Юности и Хабаровск.
Ну и как вы знаете, широко разошлась по иностранным изданиям моя фраза о том, что наши отцы и деды вместе сражались с японским милитаризмом, наша страна поддерживала Северную Корею в борьбе с имперскими амбициями США в 1950-х, а сегодня мы сообща противостоим давлению коллективного Запада.
Такой резонанс - лишнее подтверждение, что наши страны движутся в правильном направлении, курсом, который указывают нам наши лидеры.
- На ВЭФ президенту РФ Вы представили мастер-план Хабаровска, а министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков презентовал мастер-план Комсомольска-на-Амуре. Готов ли мастер-план реновации Советской Гавани?
- По итогам шестого ВЭФ в 2021 году президент России дал поручение разработать мастер-планы развития крупных городов Дальнего Востока до 2030 года. У нас в крае - это Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре. 11 сентября 2023 года мастер-планы представлены главе государства.
В регионе развивается туризм, промышленные и креативные индустрии. Есть здесь, например, одна из наших анимационных студий, выпускает свою продукцию, мультфильмы, которые популярны не только в России, но и за рубежом.
Для Советской Гавани мастер-план разрабатывается дополнительно по поручению вице-премьера правительства РФ - полномочного представителя президента России в ДФО Юрия Трутнева.
Подготовка мастер-плана Советской Гавани - на заключительном этапе. Город рассматривается как новый перспективный морской порт, связывающий западные регионы России со странами АТР региона через Байкало-Амурскую магистраль.
К 2030 году планируется создание универсальных портовых мощностей, развитие инфраструктуры Восточного полигона на участке "Ванино - Советская Гавань" и восстановление судоремонтной базы. Особое внимание будет уделено формированию современной городской среды, отвечающей запросам и инвесторов, и местных жителей.
- Ключевой приоритет мастер-планирования - создание новых рабочих мест и повышение качества жизни. Хабаровский край активно включился в программу "Доступное арендное жилье в ДФО". Регионам округа дали право самим определить приоритетный перечень претендентов на субсидируемое государством арендное жилье. В нашем крае приняли решение?
- Программа должна стать частью решения жилищного вопроса на Дальнем Востоке. Благодаря ей в регионе должно появиться 10 тыс. квартир. Минвостокразвития определило для каждого субъекта свой норматив, для Хабаровского края - это 1 648 квартир.
Перечень проектов, планируемых к финансированию АО "ДОМ.РФ" в рамках программы, согласован межведомственной рабочей группой. По краю таких проектов восемь: семь - в Хабаровске, один - в Комсомольске-на-Амуре.
В настоящее время АО "ДОМ.РФ" ведет работу с потенциальными застройщиками по заключению договоров участия в долевом строительстве, ведутся переговоры по стоимости жилья.
На конец сентября уже заключено 5 договоров с ООО "СЗ "ПРОЕКТ СТРОЙ" и ООО "СЗ "Атлант 27" на участие в долевом строительстве 772 квартир в краевой столице, ввод в эксплуатацию - в 2025 году.
- Среди поручений президента РФ на ВЭФ - развитие внутреннего туризма. Какие новые проекты дадут возможности для отдыха жителей края и привлекут туристов в наш регион?
- У нас в этом направлении - целый ряд проектов. Планируем запустить субсидирование поездок на Шантарские острова для жителей края, чтобы была возможность увидеть жемчужину края. Сейчас работаем над механизмом и условиями. Учитывая заповедный статус и ограниченную сезонность, субсидии на поездку Шантарские острова являются среднесрочной перспективой.
Прошлой зимой высоким спросом пользовался тур выходного дня "Лыжная стрела" с посещением горнолыжного комплекса "Холдоми". Это совместная разработка краевого министерства туризма с РЖД. Без ложной скромности, ничего подобного на Дальнем Востоке нет. Да и всего в России курсируют только три "Лыжных стрелы".
Пакет включает проезд в фирменном поезде, комфортабельный трансфер до курорта, проживание в гостинице или коттедже на выбор, прокат инвентаря и страховку. Важный для любителей катания вопрос: спортинвентарь - сноуборды и лыжи - перевозится бесплатно на местах для ручной клади. "Холдоми" в представлении не нуждается: он неоднократно признавался лучшим горным курортом Дальнего Востока.
Сейчас общая задача и государства, и бизнеса - обеспечить рост качества туристических услуг и инфраструктуры. Об этом, выступая на Петербургском международном экономическом форуме, говорил президент России. Необходимо обеспечить строительство круглогодичных парков развлечений, аквапарков и горнолыжных курортов.
Спортивно-туристический комплекс "Хехцир" - как раз один из таких масштабных инфраструктурных объектов. Работа по его реализации ведется в рамках флагманской инициативы "Край притяжения. Туризм в удовольствие". Мы рассчитываем, что реализация этого проекта не только увеличит турпоток, но и создаст новые рабочие места и обеспечит дополнительные поступления в бюджеты всех уровней.
В зимнем сезоне 2023-2024 ждем открытия первой очереди СТК "Хехцир". Уже построены верхняя и нижняя станции канатной дороги, здание проката, произведен монтаж системы искусственного оснежения и освещения, завершаются работы по выравниванию склонов. Весь проект планируется реализовать к 2028 году.
В целом сегодня нашим жителям и гостям региона на выбор предлагается более 150 различных маршрутов. Это приключенческие и сити-туры, пешие познавательные прогулки, этнографические и авторские экскурсии, походы и сплавы. Большая их часть реализуется в рамках проекта "Отдыхаем в крае", который по моему поручению был запущен министерством туризма во взаимодействии с туроператорами в апреле прошлого года. Сегодня его участниками являются свыше 80 организаций отрасли, предложениями партнеров воспользовались порядка 25 тыс. человек.
Активно продвигаем наши туристические продукты не только на внутреннем рынке.
С отменой ковидных ограничений и открытием границ министерство туризма совместно с АНО "Туристский информационный центр Хабаровского края" открыли официальные аккаунты региона на популярных интернет площадках Китая - WeChat, Weibo, Baidu и Douyin. Для этого были отобраны самые интересные предложения, их перевели на китайский язык и адаптировали под каждую из соцсетей. Уже есть обратная связь - от китайских туристов поступило более 60 коллективных заявок на путешествия по нашему краю.