Центр / Эксклюзив 16 декабря 2020 г. 16:27

Проректор по непрерывному образованию БГТУ имени В.Г. Шухова Сергей Михайличенко:

"Мы ответственны за профессиональный успех своих выпускников"

Одним из ключевых приоритетов высшего образования в России, обозначенных Минобрнауки, является содействие трудоустройству выпускников. В связи с этим намечены к реализации три инициативы: содействие занятости выпускников на научно-исследовательских позициях, вовлечение студентов в наставничество для одаренных школьников и развитие студенческого предпринимательства. В настоящее время в министерстве анализируют лучшие практики вузов, одна из которых – программа непрерывного образования Белгородского государственного технологического университета (БГТУ) имени В.Г. Шухова. Сегодня в университете готовятся к внедрению новой концепции профориентации и профессионального продвижения молодежи от школы до производства. Об этом корреспонденту "Интерфакса" рассказал проректор по непрерывному образованию БГТУ имени В.Г. Шухова Сергей Михайличенко.

"Мы ответственны за профессиональный успех своих выпускников"
Фото предоставлено пресс-службой БГТУ им. В.Шухова

- Сергей Анатольевич, стремительно меняющиеся реалии диктуют вузам новые правила игры. Сегодня уже абсолютно ясно, что полученного в стенах школы образования недостаточно для того, чтобы успешно учиться в вузе, – равно как и вузовского образования, полученного однажды, не хватает в дальнейшем для успешной работы…

- Вы правы. Смена технологических укладов, ритм современной цивилизации, трансформация образа жизни и экономические процессы уходящего года сформировали необходимость изменений образовательных траекторий. Меняются не только технологии передачи знаний и образовательного контента, но и запросы потребителей образовательных услуг, диктуемые рынком труда. Все более актуальной становится необходимость постоянного обучения, переобучения и повышения квалификации. Происходящая сегодня трансформация экономических кластеров страны и глобальная цифровизация формируют новую стадию генезиса образовательного процесса — непрерывное образование 2.0.

Целью БГТУ им. В.Г. Шухова является создание концептуально новой платформы непрерывного образования, профориентации и профессионального продвижения участников образовательного процесса в зависимости от их карьерных целей.

- Насколько мне известно, это многоуровневая система.

- Всего уровней пять. Первый уровень платформы включает в себя мероприятия проекта "Малого технологического университета". Данное подразделение опорного вуза занимается профориентационной работой среди будущих абитуриентов — школьников. Проводятся конкурсы, олимпиады, каникулярные школы, тематические мастер-классы и многое другое. Опорный вуз региона реализует совместные проектные смены, работая на федеральных площадках, в частности, в образовательном центре "Сириус", ВДЦ "Орленок" и других.

На следующем уровне находится колледж высоких технологий. Образовательные программы колледжа направлены на профессиональные стандарты, предполагающие особые требования к осваиваемым компетенциям, внедрение практико-ориентированного образования. В рамках колледжа планируется подготовка кадров в области ТОП-50 профессий будущего, цифровых технологий, роботизации, аддитивных технологий, смарт- и нейротехнологий, беспилотных транспортных систем и инновационной логистики, телекоммуникаций и др.

Третий уровень платформы представляет работу БГТУ им В.Г. Шухова как опорного университета по основным образовательным программам высшего образования и подготовку бакалавров, специалистов и магистров. Данное обучение ведется дифференцированно. Каждому студенту на основании результатов работы профориентационного комплекса предлагается выбор индивидуализированной образовательной траектории, учитывающей его личные приоритеты и способности (ориентация на производство, бизнес, научные исследования и др.).

Четвертый уровень концептуальной платформы непрерывного образования представляет собой систему дополнительного профессионального образования. На данном уровне возможно получение студентами и выпускниками программ ВО и СПО дополнительного профессионального образования. Это может быть получение рабочих специальностей, прохождение курсов профессиональной переподготовки либо повышения квалификации, временная занятость и стажировка в студенческих трудовых отрядах. Отдельно уделяется внимание принципам андрогогики и программам обучения и переподготовки взрослого работающего населения, а также возрастной категории "60 плюс".

Пятым уровнем является система открытого образования, позволяющая реализовывать ряд образовательных траекторий параллельно, в том числе через сетевые программы и массовые открытые онлайн-курсы (МООК); получение второго высшего образования; дополнительной квалификации и др. В 2020 году в условиях мировой пандемии данная система позволила университету без потери качества сохранить установленный расписанием ритм учебного процесса и привнести ряд современных новаций в образовательные траектории студентов.

- Кто в обновленной системе непрерывного образования займется профессиональной адаптацией и трудоустройством ваших студентов?

- Комплексная система профадаптации и трудоустройства выпускников, а также карьерное сопровождение молодых специалистов - важнейшее выходное звено нашей обновленной платформы непрерывного образования. Этот блок работ выполняет вузовский региональный научно-методический центр профессиональной адаптации и трудоустройства специалистов. Реализуется взаимодействие с предприятиями-работодателями, органами государственной власти, управлением по труду и занятости населения с целью удовлетворения кадровых потребностей нашего региона необходимыми инженерно-техническими специалистами. Специалисты центра ведут банк вакансий, который доступен в онлайн-системе трудоустройства нашего вуза, обеспечивают содействие в трудоустройстве выпускников, карьерное продвижение и сопровождение студентов и выпускников, поддерживают обратную связь с предприятиями партнерами.

Таким образом, в БГТУ им. В.Г. Шухова реализуется единый последовательный цикл системы непрерывного образования: отбор и профориентация абитуриентов, популяризация инженерного образования среди школьников, обучение студентов по различным образовательным траекториям, трудоустройство выпускников, а также их дальнейший мониторинг, карьерное сопровождение, переобучение и повышение квалификации. При этом мы налаживаем двустороннюю взаимосвязь с работодателями и профориентацию школьников, студентов и выпускников на всех этапах классической линейной цепочки "школа - вуз - работодатель".

- Какие подразделения БГТУ занимаются профориентационной работой?

- Блок профориентационных мероприятий формируют свыше 35 выпускающих кафедр. В Белгороде были созданы IT-классы в пяти крупнейших школах, в которых имеется необходимое техническое оснащение (в том числе подведомственный опорному вузу "Шуховский лицей"). В школах области созданы машиностроительные классы.

Помимо набора абитуриентов в регионе, университет позиционирует себя как опорный вуз для отраслей промышленности России. Выпускающие кафедры университета имеют тесные связи с якорными промышленными партнерами на территории РФ, в странах ближнего и дальнего зарубежья. Например, цементные заводы в Приморском крае (г.Спасск-Дальний), Новосибирской области (г.Искитим), Ленинградской области (г.Сланцы), северное машиностроительное предприятие ОАО ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) и т.д. Несмотря на определенную географическую специфику Белгородской области, в нашем вузе обучаются студенты более чем из 50 регионов России.

Помимо проведения мероприятий по трудоустройству выпускников (свыше 150 карьерных событий в год), сотрудники вуза принимают участие в районных ярмарках ученических мест, днях открытых дверей (проводятся профориентационные тестирования на местах и в университете). Центр трудоустройства вуза обеспечивает обратную связь вуза с работодателями-партнерами университета, их в базе свыше 560.

Действует координационный совет работодателей БГТУ имени В.Г.Шухова, который принимает активное участие в профориентационной работе вуза среди молодежи, оперируя данными о потребности в тех или иных специалистах для отраслей экономики региона.

- Одна из проблем, на которую молодому специалисту и работодателю приходится тратить время, - это профессиональная адаптация молодежи на производстве. Как планируете ее решать?

- Решением, на наш взгляд, является устранение определенного разрыва связей между предприятиями и учебными заведениями, внедрение института наставничества, что также на уровне проектного управления внедрено в БГТУ имени В.Г.Шухова.

В университете намечена реализация проекта по созданию открытой онлайн-платформы. Она будет содержать информацию о ведущих наставниках в сфере производства Белгородской области и наличии возможности сетевого обучения студентов и выпускников. Кроме этого, предусмотрено формирование дуальных групп "менторов и менти" на конкурсной основе и соответствующих рейтинговых показателей с целью развития мотивации молодежи региона к профессиональному и карьерному успеху под руководством опытных наставников и минимизации рисков в процессе профессиональной адаптации обучающихся. Одними из первых партнеров в реализации проекта стали ООО "Белэнергомаш-БЗЭМ" (свыше 500 человек прошло по системе наставничества за 10 лет, наставниками выступали выпускники БГТУ имени В.Г.Шухова) и УК "ЖБК-1" (г.Белгород).

Многоуровневая система непрерывного образования 2.0. БГТУ имени В.Г.Шухова представляет, в конечном итоге, реализуемую на практике обновленную систему подготовки кадров "школа - (колледж) - вуз - предприятие" с акцентом на особенности меняющейся экономики 2020-2021 гг.

- По большому счету, система непрерывного образования в БГТУ уже работает. Каковы ее результаты?

- Доля успешного трудоустройства выпускников университета в течение трех последних лет превышает 75 процентов. Оставшиеся 25 - это те, кто продолжает обучение либо принят по призыву в Вооруженные силы России, а также девушки, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. Этот показатель - один из наивысших в Центральном федеральном округе, что является индикатором качественной подготовки студентов БГТУ имени В.Г.Шухова.