- В Россельхознадзоре ранее заявляли о сокращении числа проверок и применении риск-ориентированного подхода. Расскажите, пожалуйста, о том, как эти тезисы воплощаются на практике.
- В последние годы мы предпочитаем проводить проверки тех объектов, которые представляют наибольшую угрозу биологической безопасности – ферм, убойных пунктов, мясокомбинатов. Дело в том, что инфекции могут возникать здесь в латентном виде и распространиться повсеместно по производственной и торговой цепочке.
Руководство таких предприятий и ветеринарные службы регионов также должны понимать опасности, сопряженные с этим видом деятельности.
В прошлом году мы параллельно проверяли исполнение технических регламентов и привлекали к ответственности за их невыполнение. Однако постепенно управление уходит от карательного уклона в этой части: производители аграрной продукции и так сегодня работают в непростых экономических условиях, наша задача – обеспечить их стабильную работу, а не задушить бизнес.
- Сколько проверок проведено в 2020 году, и каковы их результаты?
- С начала 2020 года сотрудники нашего управления провели 68 проверок, из них 24 – плановых и 44 – внеплановых. В основном нарушения выявлялись на свиноводческих предприятиях, куда поступает сырье из других стран и регионов, где ранее, к сожалению, фиксировалась вспышка африканской чумы свиней (АЧС).
- На какую сумму оштрафованы нарушители?
- Административные дела находятся в работе, поэтому общую сумму штрафов я сейчас назвать не могу. Однако отмечу, что их на 20-25% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Также на четверть снизилось число проверок.
За первые месяцы 2020 года мы выдали нарушителям 71 предписание и возбудили 162 дела об административных нарушениях.
Штраф не всегда является наиболее действенной мерой пресечения нарушения, зачастую остановка работы предприятия даже на короткий период времени страшит бизнес больше всего. Плюс в последние годы за нашей работой пристально следят торговые сети: они используют выдаваемые нами документы для выстраивания экономических отношений с партнерами. Например, в тот или иной магазин могут не принимать продукцию от поставщика того или иного компартмента (определенный ветеринарными специалистами уровень защищенности объекта от проникновения возбудителей особо опасных заразных болезней – ИФ).
Нельзя недооценивать и уровень саморегулирования бизнес-сообщества, ведь один недобросовестный хозяйствующий субъект может нанести ущерб десяткам своих соседей. Поэтому предприниматели должны обсуждать вопросы ветеринарного благополучия в своих кругах как можно чаще.
- Сколько нарушений в сфере фальсификации продукции выявлено в 2020 году?
- С начала текущего года мы выявили 57 так называемых "фантомных", несуществующих производственных площадок, которые участвовали в легализации фальсифицированной продукции. На них удалось обнаружить 25 тыс. тонн товаров.
Речь идет о мясной и молочной продукции. Второе особенно важно, поскольку такие товары нередко поступают в социальные учреждения.
На сегодняшний день все выявленные нами "фантомные" площадки заблокированы, то есть работать не могут. Учредители подобных объектов, которых удалось выявить, привлечены к административной ответственности.
Работу в этом направлении нам облегчают информационные системы "Цербер" и "Меркурий".
- К слову об информационных системах Россельхознадзора: как планируется их развивать в 2020 году?
- Эти информационные системы способны предоставить огромный объем информации по интересующим нас темам для анализа и принятия мер специалистами управления.
Мы ожидаем появления у этих систем фильтров, которые будут автоматически препятствовать регистрации недобросовестных хозяйствующих субъектов и торговых площадок. Сегодня мы можем обнаружить, что объект, который в "Цербере" позиционирует себя как предприятие, на самом деле является деревенским домом или городской квартирой.
Определенную сложность также представляет информационный обмен между ведомствами. Так, Федеральная налоговая служба представила нам информацию, что 20 компаний, которые отмечены в "Цербере" действующими, по их данным уже прекратили свою работу. Чтобы минимизировать число таких ситуаций, системы Россельхознадзора должны быть синхронизированы с сервисами других структур.
И "Цербер", и "Меркурий" меняются соответственно появляющимся запросам. Над этим активно работают в центральном аппарате Россельхознадзора и в отделе технического обеспечения.
- В начале нашего разговора вы упомянули о том, что управление проверяет предприятия с целью минимизации риска развития инфекций. А как вы оцениваете текущую эпизоотическую ситуацию в Московском регионе и Тульской области?
- За последние два года нам, к счастью, удалось избежать вспышек АЧС и гриппа птиц на подведомственной территории. Надеюсь, эта ситуация сохранится и в текущем году.
Наиболее значимым событием за это время стала локальная вспышка оспы овец в Московской области. Мы полагаем, что речь идет о завозном случае из Южного федерального округа или Северо-Кавказского федерального округа. В ином случае инфекция циркулировала бы внутри региона, а так мы ее выявляли вдоль трасс движения того транспортного средства, с которого, по-видимому, продавали зараженный скот.
На экономике Московского региона этот инцидент не сказался, поскольку промышленное овцеводство здесь не развито. Так что вспышка была локализована «малой кровью».
Несмотря на относительно благополучную ситуацию в этой сфере, мы не ослабляем над ней контроль. И вместе с коллегами из регионов будем следить за ситуацией.