Московская область входит в число лидеров среди регионов России по числу объектов, включенных в программы капремонта домов и модернизации систем водоснабжения. О ходе реконструкции очистных сооружений, новых стандартах в обслуживании лифтов и изменениях в подходе к капремонту "Интерфаксу" рассказал министр жилищно-коммунального хозяйства Московской области Антон Велиховский.
- Антон Алексеевич, в Подмосковье реализуется масштабная программа капитального ремонта многоквартирных домов. Каковы ее предварительные итоги?
- У нас самая масштабная программа капитального ремонта в Российской Федерации: за 35 лет планируем обновить свыше 44 тыс. многоквартирных домов. В целом она динамично развивается. С 2014 года отремонтировано уже 16 тыс. домов, в которых проживают порядка 3 млн жителей. Это треть программы, и сейчас эта цифра увеличивается, потому что буквально каждый день мы сдаем дома.
План по капремонту 2022 года, включающий 3 849 домов, исполнен на 100%, идет оформление необходимой документации. Приведены в порядок 1095 кровель, 726 фасадов, 846 лифтов, 1639 инженерных систем. Мы прекрасно понимаем, что все это востребовано жителями.
Остаются проблемы, связанные с ковидными годами, повышением цен, нехваткой импортных материалов – все это, конечно, затормозило реализацию программы. Так, во время пандемии мы не только приостанавливали работы практически на полгода, но и не проводили сбор средств на них. Это привело к тому, что те планы, которые мы себе наметили на 2022 год, реализованы до конца не были. Но я хочу подчеркнуть, что отставание в порядка 3,5 тыс. домов, которое накопилось в тот период, мы устранили более чем наполовину в текущем году. И планируем в 2023 году выполнить работы во всех оставшихся с того времени домах.
- Изменится ли подход к проведению капремонта в ближайшие годы?
- Программу капремонта многоквартирных домов формируют муниципалитеты, которые по ряду критериев (год постройки, физический износ, последний проведенный капитальный ремонт, взносы) составляют заявки и направляют на рассмотрение в Фонд капитального ремонта. Жители также сами могут выходить на свой муниципалитет: провести общее собрание и инициировать ремонт в своем доме. Сейчас приоритеты в выполнении работ – это кровли, фасады, инженерные системы и подвалы. Отличие программы будущих лет в том, что мы переходим к комплексному капитальному ремонту. То есть прошли те времена, когда мы делали какую-то одну систему или только кровлю в доме, уходили и приходили через несколько лет. Со следующего года 70% нашей программы – это комплексный ремонт. Понятно, что есть виды работ, которые необходимо делать срочно, например, аварийное состояние кровли, а все остальное в порядке. Это попадет в оставшиеся 30%.
- Капремонт домов также включает обеспечение безопасности газового оборудования, где оно есть. Скажите, пожалуйста, как идет эта работа?
- При проведении капитального ремонта многоквартирных домов вопрос газовой безопасности стоит в топе задач для подрядной организации и Фонда капитального ремонта Московской области. С 2016 года системы газоснабжения отремонтированы в порядка 1,7 тыс. домов. Не все дома оснащены газовым оборудованием, поэтому эта цифра не может равняться всем объектам с капитальным ремонтом.
Также ведется установка датчиков газового контроля. На сегодня 16,5 тыс. устройств уже установлено и работа продолжается. Планов мы не ставим, потому что, когда мы приходим в дом с газом, осуществляем поквартирный обход, мониторинг, и там, где жители выражают готовность установить, там и устанавливаем. В планах максимальный охват по установке датчиков. Идеальная картина, когда после проведения капитального ремонта в доме полностью установлены все датчики, внутренние и внешние замены газопровода выполнены, тогда мы абсолютно уверены в безопасности объекта.
- Не так давно в Московской области выбрали лучший подъезд. Расскажите, как проведение таких конкурсов отражается на комфорте жильцов?
- Подъезд – это то, что жильцы дома видят в начале своего дня, когда выходят из квартиры, и в конце, когда возвращаются с работы. Уже не первый год в Московской области проводится конкурс «Лучший подъезд Подмосковья». В этом году запустили еще один проект – «Тематический подъезд», когда в облике подъезда отражается история городского округа. Например, в Красногорске Красногорский завод имени Зверева нашел отражение; в Королеве, естественно, это тематика космоса; Павловский Посад – узоры павловопосадского платка. Мы рассказываем о победителях этих конкурсов, показываем примеры работ, технические решения, оформление. Жители все это видят и хотят создать такую же или даже лучше атмосферу у себя в подъезде. Благодаря этому качество исполнения программы «Мой подъезд» растет из года в год, о чем свидетельствуют положительные отзывы.
Напомню, что участие в программе происходит по желанию собственников и при их активном участии. Она предусматривает полную творческую свободу и контроль за реализацией работ непосредственно жильцами. Они могут сами выбрать колеровку цвета стен, оформление входной группы, форму светильников, качество полов, перил.
В этом году в Подмосковье отремонтировали порядка 3,5 тыс. подъездов – работы завершились досрочно. Программа была выполнена еще в ноябре, на сегодняшний день уже формируется программа на следующий год.
- Недавно на совещании у губернатора Московской области Вы говорили, что со следующего года в Подмосковье будет внедряться новый стандарт обслуживания лифтов. Расскажите, пожалуйста, подробнее, в чем он заключается?
- На сегодняшний день в Московской области не осталось лифтового оборудования старше 25 лет. Это тот регламентный срок, после которого его эксплуатация невозможна. С 2014 года было заменено порядка 13 тыс. лифтов, которые могли выйти из эксплуатации. Но мы не стоим на месте и на сегодняшний день приступили к программе «20+», когда мы на опережение заменяем лифты, которые еще могут по регламенту работать, но уже технически не в том состоянии. Порядка 850 лифтов заменили по этой программе, на следующий год у нас запланировано порядка 600. В план работ лифт включается только после предварительного обследования. Если он в нормальном состоянии, мы его не трогаем.
Анализируя формирование программы, мы поняли, что система работы организации, эксплуатирующей лифтовое оборудование, недостаточно эффективна. Сейчас мы внедряем в семи городских округах новую схему работы управляющей компании и организации, эксплуатирующей оборудование: переходим на единый договор, единые правила эксплуатации, включаем замену силовых агрегатов и важных элементов в договор, и самое главное, приводим в соответствие расценки на работу эксплуатирующей организации. Анализ показал, что цены могут значительно отличаться в разных муниципалитетах. Естественно, это приводит к дисбалансу: один лифт обслуживается за одни деньги, другой - за другие. Приведя это все в порядок и поставив на контроль, мы оздоровим рынок и повысим качество оказания услуг, что в свою очередь приведет к уменьшению аварийных ситуаций.
Новая система контроля не приведет к повышению стоимости домовых услуг для жителей, потому что эта конкретная услуга зашита внутрь общедомовых расходов. Просто раньше в зависимости от компаний эта сумма варьировалась. Мы хотим задать для них единый стандарт, стандартизировать.
- В Подмосковье проводится ряд масштабных мероприятий в рамках программы "Чистая вода" и "Оздоровление Волги" нацпроекта "Экология". Какие крупные объекты планируется сдать ближайшие годы?
- Московская область в лице министерства жилищно-коммунального хозяйства участвует в национальных проектах с 2014 года. За это время уже многое сделано. Так, в рамках программы "Чистая вода" порядка 500 объектов (очистные сооружения, ВЗУ, водоводы) введено в эксплуатацию. В 2023-2025 годах планируется запустить еще 57 объектов в городских округах Солнечногорск, Дмитров, Ленинский, Мытищи, Домодедово, Лосино-Петровский и ряде других - всего в 20 муниципалитетах. Чистой водой обеспечили уже более 2,5 млн человек, в 2023-2025 годах ее получат еще примерно 500 тыс. человек.
Что касается программы "Оздоровление Волги", по ней мы модернизировали Подольские очистные сооружения, переложили очень важный коллектор, благодаря которому закрыли пять старых очистных. Таким образом существенно уменьшили сброс вод в бассейн реки Волги. В 2022 году построены новые очистные сооружения в городском округе Шатура на улице Малькина Грива. Здесь применены самые современные технологические решения, обеспечивающие качественной коммунальной услугой 35 тысяч жителей региона. В декабре объект вышел на полную мощность, производительностью 10 тысяч кубометров в сутки. Общий прирост мощности очистных сооружений в рамках федерального проекта, обеспечивающих нормативную очистку сточных вод, составляет 0,064 куб. км в год. Сейчас ведутся масштабные работы по реконструкции Щелковских очистных сооружений. Полная модернизация, фактически, строительство новых очистных. Кроме этого, мы реализуем программу в Солнечногорске – это очистные сооружения, привязанные к озеру Сенеж. Реконструкция позволит полностью исключить попадание неочищенных вод в этот уникальный водный объект. Также проводим работу на очистных в Лыткарино. Кроме того, в рамках подпрограммы Подмосковья «Система водоотведения» разработаны проекты реконструкции очистных сооружений в Павловском Посаде, Дмитрове, Можайске, Коломне, Кашире, Наро-Фоминске, Серпухове. При реализации данных проектов более 2,5 млн человек смогут ощутить результаты.
- Давайте поговорим о цифровизации. Сколько услуг в сфере ЖКХ и обращения с отходами уже переведены в электронный вид? Какие из них наиболее востребованы? Есть ли планы по запуску новых сервисов в ближайшее время?
- Министерство ЖКХ Московской области оказывает одну услугу в цифровом формате – лицензирование деятельности по вывозу отходов I – IV классов опасности. С 2023 года планируется распространить этот опыт на остальные отходы, оцифровать заключение договоров на вывоз мусора с региональными операторами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Также в планах перевести в электронный вид подписание инвестиционных программ, их корректировку и утверждение. Это то, что не касается населения. Что касается жителей, мы рассматриваем варианты, как полностью исключить посещения любых офисов в будущем.
У нас достаточно большие цифровые наработки: чат-боты "Чистый бак" с обратной связью от жителей, "Контейнерная площадка" с контролем Центра управления регионом. Также важную работу провел МосОблЕИРЦ: внедрил QR-код, по которому абонент перенаправляется в систему своих начислений, где может их скорректировать, внести изменения, проверить. Совместно с коллегами на региональном портале Московской области мы запустили каталог сервисов "Цифровая панель", которая позволяет воспользоваться онлайн двумя услугами: передать показания счетчиков, заменить приборы учета.