Ярославская область, несмотря на серьезные вызовы, связанные с пандемией и беспрецедентным снижением деловой активности в мире, не допустила простоя системообразующих предприятий. Экономика региона продолжает развиваться. По итогам первого полугодия область вошла в пятерку лидеров в ЦФО по индексу промышленного производства. О ключевых аспектах развития области в интервью "Интерфаксу" рассказал глава региона Дмитрий Миронов.
- Дмитрий Юрьевич, как пандемия сказалась на экономике региона в целом, на реализации крупных инвестпроектов, в том числе, зарубежных? Какова ситуация с гособоронзаказом на стратегических ярославских предприятиях?
- Пандемия привела к появлению ряда негативных тенденций в экономике, например, сократились объемы розничного товарооборота и общественного питания. Увеличились и расходы предприятий на обеспечение мер по борьбе коронавирусом. Снизилась инвестиционная активность предприятий и налоговые поступления в консолидированный бюджет региона.
Несмотря на это правительством области предприняты все необходимые меры по сохранению экономики. Мониторим ситуацию, находимся в постоянном контакте с предпринимателями, оперативно отслеживаем любые изменения ситуации. Могу сказать, что экономика, в целом, выстояла и продолжает развиваться.
Так, в ближайшее время в Ярославской области будет запущено современное биотехнологическое производство активных фармацевтических субстанций с возможностью экспорта продукции на рынок Ближнего Востока и других стран. Предприятие появится в рамках совместного партнерства Российского фонда прямых инвестиций и группы компаний "P-Фaрм".
Мы продолжаем работу по привлечению инвестиций на территории моногородов области, где созданы особые условия для ведения предпринимательской деятельности. В третьем квартале текущего года резидентами ТОР стали еще семь организаций, планируем создать около 1200 рабочих мест.
Что касается гособоронзаказа, он выполняется предприятиями области в полном объеме, согласно плановым показателям. Сейчас на предприятиях ОПК занято более 29 тыс. человек. Правительством заключены соглашения о сотрудничестве с ГК "Ростех" и АО "Рособоронэкспорт", это позволит повысить производственный и экспортный потенциал предприятий ОПК Ярославской области и развивать межрегиональные связи.
- В начале года Вы говорили о том, что регион отказался от создания территорий опережающего развития в моногородах и взял курс на создание особых экономических зон. Можно ли уже говорить о первых результатах организации ОЭЗ?
- В регионе на данный момент созданы и достаточно успешно функционируют три ТОР - в моногородах Тутаеве, Ростове и Гаврилов-Яме. Благодаря особым условиями ведения на них предпринимательской деятельности нам удается привлечь новых инвесторов и, таким образом, снизить зависимость экономики моногородов от основных производств.
Уже 21 организация стала резидентом территории опережающего развития Ярославской области. Например, это фабрика по производству мороженого "Айсберри-ФМ", промышленные предприятия "Камаз Вейчай" и "ПСМ Прайм".
Если говорить о планах, то сейчас мы прорабатываем вопрос о создании специальной зоны с льготными условиями для развития экологического туризма в Переславле-Залесском. Считаем перспективным создание особой экономической зоны в Рыбинске в силу наличия на его территории крупных российских промышленных предприятий.
- В этом году Ярославская область подписала соглашение с ПАО "Газпром" о дальнейшем финансировании программы газификации региона. Сумма очень серьезная - более 26 млрд рублей. Каких результатов планируете достигнуть при реализации данной программы?
- Действительно, сумма, выделенная Ярославской области, впечатляет. Это в 15 раз больше, чем было выделено на эти цели за последние 4 года. На эту сумму мы планируем решить первоочередные задачи по газификации.
Например, программой на 2021-2025 годы предусмотрено строительство газопроводов в Брейтовском районе. Это важный вопрос для жителей. Брейтово - единственный район, где до сих пор не было газа. А за счет совместной работы сумеем решить этот насущный вопрос. Планируем довести уровень газификации области до 96,36%.
Кроме того, продолжаем и плановую работу по строительству межпоселковых и внутрипоселковых газопроводов. В общей сложности это почти две тысячи километров. Появятся и новые социальные объекты, необходимая городская и областная инфраструктура.
- Как в условиях пандемии в Ярославской области реализуются национальные проекты?
- Пандемия, конечно, скорректировала наши планы. Некоторые мероприятия проектов временно приостановлены. Однако, в целом, мы динамично двигаемся вперед по исполнению национальных проектов на территории области.
Продолжается работа по оказанию услуг психологической и педагогической помощи гражданам, имеющим детей, поддержке волонтерства, обучению работников предприятий и граждан старше 50 лет. Обеспечиваем ежемесячные выплаты в связи с рождением детей, повышение квалификации работников учреждений культуры, переселение граждан из аварийного жилищного фонда и многое другое.
На территории региона появляются модульные библиотеки, спортивные комплексы, дома культуры. В рамках нацпроекта МСП реконструируется 3-й производственный корпус в Тутаевском промышленном парке "Мастер", где уже в следующем году на льготных условиях будут размещены небольшие производственные компании.
Подчеркну, что задача каждого нацпроекта - дойти до самых удаленных населенных пунктов области, максимально расширить возможности наших жителей для работы и самореализации.
- Дмитрий Юрьевич, руководство региона уделяет особое внимание вопросам экологии. Что делается в регионе в соответствии с концепцией новой экологической политики?
- Концепция новой экологической политики была сформирована в 2018 году. По каждому направлению мы сегодня проводим глубокую работу. Так, для снижения нагрузки на водные объекты мы реконструируем и обновляем очистные сооружения. Активно подключаем к процессу и предприятия региона, для которых принципы "зеленой экономики" постепенно становятся нормой.
Проводим оздоровление Волги и внедряем раздельный сбор отходов. Для этого расширяется и обновляется инфраструктура сбора, переработки и утилизации. Знаю, что это направление волнует жителей региона, поэтому каждый проект, каждый новый шаг по созданию экологически безопасной системы обращения с отходами в Ярославской области, прозрачен для жителей. Например, сейчас в регионе с опережением графика заменяют контейнерный парк. Установлено более семи тысяч новых емкостей.
В фокусе нашего внимания и состояние воздуха. В регионе усилен контроль за его качеством. Сейчас специалисты в режиме реального времени просчитывают влияние любого изменения на состояние окружающей среды, а также анализируют возможные сценарии при формировании городской застройки.
- Туризм для Ярославской области - одна из точек роста. Пандемия поставила туристические регионы перед серьезными вызовами. Каким образом регион планирует переформатировать работу отрасли в нынешних условиях?
- Туризм - двигатель экономики региона. Однако, действительно, во время пандемии эта сфера попала под удар одной из первых. Как результат, по итогам девяти месяцев 2020 объем туристского потока в область снизился на 42% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Поэтому нам приходится оперативно перестраиваться, искать нестандартные решения.
Мы позиционируем нашу область как точку притяжения для туристов из близлежащих регионов. Самый комфортный вариант - поездка в субботу и воскресенье. Поэтому запустили рекламную кампанию "Идеальные выходные". В рамках кампании мы предлагаем гостям области варианты городских прогулок, программы посещения частных музеев, театров и памятников истории. Растет спрос и на автомобильный туризм. Поэтому разработали карту автотуриста с инфраструктурой для путешественников: стоянок и возможностей парковки автодомов.
Совсем недавно в регионе заработала программа "Карта гостя". Такая карта предоставляет туристам существенные скидки и привилегии у партнеров проекта. Так что теперь путешествовать по Ярославии еще и выгодно.
- Какова ситуация в региональном здравоохранении: справляются ли лечебные учреждения с повышенной нагрузкой?
- Ситуация в региональном здравоохранении, как и по всей стране, напряженная, но контролируемая. Могу сказать, что в регионе для лечения пациентов с COVID-19 задействованы 24 медицинские организации. При этом мы не свернули и плановую помощь. Врачи, по-прежнему, помимо экстренной и неотложной помощи ведут приемы пациентов.
Сохраняется проблема с тестированием населения, но и в этом направлении есть положительная динамика. Так, благодаря поступлению федерального финансирования и спонсорской помощи уже к декабрю в регионе будет исследоваться до 3500 проб в день, что почти на тысячу больше, чем сейчас. Это будет хорошее подспорье нашим медикам, как в диагностике заболевания, так и в тактике лечения.
- Дмитрий Юрьевич, недавно Вы встречались с новым главным тренером "Шинника". Клуб потерял спонсора более 12 лет назад. Есть ли шанс найти ярославской футбольной команде спонсора и "снять" его таким образом с бюджетного довольствия?
- Действительно, совсем недавно встречался с Юрием Газзаевым. Обсуждали с ним текущую ситуацию в клубе. "Шинник" - один из брендов региона. Сейчас финансирование клуба осуществляется при поддержке правительства области. На 12 ноября клубу выделен 81 млн рублей. Основная часть этих средств пошла на выплату заработной платы футболистов и тренерского штаба. Часть средств направлена на подготовку юных футболистов "Шинник" и внесение членского взноса в футбольную национальную лигу в сезоне 2019-2020.
В ближайшее время планируем модернизацию стадиона. Новый этап развития футбола в регионе - реализация соглашения с министерством спорта и Российским футбольным союзом. Усовершенствуем футбольную инфраструктуру, укрепим материально-техническую базу и проведем обучение специалистов. Также планируем увеличить количество детских центров и усовершенствовать систему подготовки резерва.
Правительством области совместно с футбольным клубом "Шинник" развернута работа по привлечению спонсорских организаций. Назначение нового главного тренера футбольного клуба "Шинник" - важное изменение имиджевой составляющей клуба, одновременно создающее предпосылки для проявления коммерческого интереса со стороны потенциальных спонсоров.