Центр / Эксклюзив 3 декабря 2021 г. 11:49

Гендиректор ПАО "Ярославский радиозавод" Владимир Филимонов:

"Высокотехнологичное производство - формула успеха для молодых!"

Накануне 70-летнего юбилея Ярославский радиозавод произвел полную отгрузку продукции по прямым контрактам государственного оборонного заказа. Предприятию удается сохранять репутацию ведущего российского производителя профессиональных средств радиосвязи. О своем видении настоящего и будущего российской радиотехнической отрасли в интервью "Интерфаксу" рассказал генеральный директор Ярославского радиозавода Владимир Филимонов.

"Высокотехнологичное производство - формула успеха для молодых!"
Фото предоставлено пресс-службой ПАО "Ярославский радиозавод"

- Владимир Львович, как предприятию удается сохранять позиции в отрасли?

- Это непросто. Ключевую роль тут играет репутация предприятия и усилия самого заводского коллектива. Заводчане не могут и подумать о том, что какой-то заказ, пусть даже по объективным причинам, может быть сорван. Это уже на уровне менталитета, на уровне корпоративных традиций и опыта поколений. Конечно, большими объемами в этом году нам хвастаться не приходится, но, тем не менее, свои обязательства перед партнерами мы выполняем.

- Кто сегодня ваши основные заказчики?

- Мы, традиционно, изготавливаем аппаратуру связи, навигации и управления различного назначения, мы - приборостроительный завод. Постепенно увеличивается портфель заказов в отрасли космического приборостроения, причем, заказы эти технически становятся все интереснее и сложнее. Мы полностью готовы к работе в рамках больших государственных проектов и программ, связанных с созданием новых перспективных образцов и систем. Кроме традиционных уже для нас узлов и блоков разнообразных систем связи отечественных космических аппаратов, благодаря освоению новой сквозной технологической цепочки, завод уже сейчас готов приступить к изготовлению, сборке и испытаниям модулей полезной нагрузки, как говорится, в сборе. Это, собственно, та самая "начинка" спутника связи или навигации, ради успешной работы которой он и поднимается в космос.

- Руководство страны поставило задачу перед предприятиями оборонной промышленности - к 2025 году по максимуму перейти на выпуск гражданской продукции. Готово ли к этому предприятие?

- Мы готовы, хотя задача и непростая. Например, космический вектор развития нашего производства, в большей степени, имеет именно гражданскую тематику. Но речь не только о нем.

Мы самостоятельно, то есть, за собственные средства и своими силами, приступили к разработке различной аппаратуры гражданской тематики. Это - и спасательные средства международной системы AIS, и портативные профессиональные радиостанции широкого назначения, и даже специфическая аппаратура для железнодорожного транспорта.

Все это и многое другое разрабатывается инженерами-конструкторами нашего заводского КБ. Сегодня у нас на разной стадии разработки и государственных испытаний находятся полтора десятка проектов, завершения которых уже ждут потенциальные заказчики. Это плод коллективной деятельности. Причем очень часто идея создания того или иного продукта принадлежит молодым специалистам.

- Владимир Львович, кадровый вопрос - один самых актуальных для высокотехнологичных производств. Как его решают на Ярославском радиозаводе?

- С 2006 года мы начали активную работу со всеми профильными вузами ярославского региона. Сегодня шестьдесят процентов инженерных кадров для Ярославского радиозавода готовят вузы нашей области: ЯрГУ им. П.Г.Демидова, Ярославский государственный технический университет и Рыбинский государственный авиационный технический университет им. П.А.Соловьева. Методом проб и ошибок мы пришли к схеме взаимодействия, которая реально работает, позволяя получать максимальную отдачу от синтеза науки и производства: в 2015 году при ЯрГУ им.Демидова нами была открыта базовая кафедра "Цифровые технологии в радиофизике". Мы выделяем наиболее перспективных ребят еще на 2-3 курсе: со студенческой скамьи они получают возможность участвовать в решении конкретных конструкторских и производственных задач. Вся их деятельность в этом направлении курируется опытными заводскими наставниками; руководитель КБ, технический директор и именитые заводские конструкторы принимают участие в написании и защите квалификационных работ молодых бакалавров и магистров.

В результате на завод вчерашние студенты приходят уже ознакомившись со спецификой производства и даже с готовыми решениями вполне конкретных задач. Так, например, многие популярные сегодня новые и модернизированные радиостанции и другие изделия родились именно из студенческих работ.

Мы сотрудничаем и с вузами других регионов. Важно, что привлечением молодых и перспективных специалистов занимается не только отдел кадров, но и лично ведущие руководители служб и конструкторского бюро. Более того мы стали инициаторами проведения ежегодной межрегиональной научно-методической конференции, на которой руководители вузов и промышленных предприятий со всей России обсуждают проблемы научно-технического взаимодействия и подготовки кадров для радиотехнической отрасли. Возможность личных встреч несколько ограничил коронавирус, но мы надеемся на скорейшее решение этой проблемы и продолжаем работать в онлайн режиме.

- Насколько реально вчерашним выпускникам сделать карьеру на вашем предприятии?

- Реально, и примеров тому немало. Я убежден, что молодежь, которая сейчас идет работать на высокотехнологичные производства, значительно выигрывает в сравнении с теми, кто делает выбор в пользу непыльной офисной рутины. Производственная и научная деятельность сегодня становится самым надежным фундаментом карьерного роста и в целом интересной жизни. А высокотехнологичное производство - бесспорная формула успеха для молодых специалистов! Пример тому - вчерашние выпускники из ярославской глубинки, которые именно на нашем заводе раскрыли свои способности и добились серьезного профессионального и карьерного роста. У нас все руководители среднего звена - молодые люди до 35 лет. А большинству руководителей из высшего менеджмента - не исполнилось и сорока лет. И все они пришли на завод со студенческой скамьи.

Наша экономика уже пресытилась идеями и методиками, которые принесли нам "перспективные" менеджеры, наштампованные по лекалам западных учителей. На российской почве их красивые теории далеко не всегда приживаются. Именно в процессе реальной производственной деятельности становится понятно, что использовать в развитии производства, а что является лишь красивой теорией. А молодые, умные, жадные до работы, самостоятельные провинциалы могут и готовы горы свернуть. Они - практики! Им двигать российскую экономику! Двери нашего завода всегда открыты для таких людей!

- Какие направления развития Ярославского радиозавода Вы видите на ближайшее время и на годы вперед?

- Мы 70 лет были и остаемся заводом радиотехнического профиля, как бы не менялись за это время внешняя политическая и экономическая ситуации. Кстати, подобная стабильность - тоже реальный плюс в пользу выбора карьеры на нашем производстве. При этом Ярославский радиозавод уже давно перестал быть крупносерийным заводом советского образца. Сегодня мы нацелены на производство мелких и средних серий различной продукции радиоэлектроники. В том числе речь идет и о продукции космического назначения. Освоение новых технологий, новых производств, развитие предприятия как завода, выпускающего самую современную технику с мировыми критериями качества, сложности, технологичности и эффективности - это большая и сложная задача.

Кроме того мы всерьез занимаемся вопросами импортозамещения, как по выпускаемой нами продукции, так и по применению комплектующих. Сегодня многие импортные комплектующие, закупка которых невероятно усложнилась, мы вполне можем делать сами. Благо опыт организации подобных производств у нас есть: он наработан еще с советских времен и может быть использован с учетом реалий сегодняшнего времени.

Мы активно взаимодействуем непосредственно с потребителями нашей продукции. И за счет этого своевременно узнаем и учитываем в разработках все потребности заказчика. Это - а не составление таблиц и графиков - реальный маркетинг, и это тоже сфера деятельности молодых. К слову, в отделе маркетинга у нас работают специалисты с серьезным инженерным образованием. К такому решению мы пришли методом проб и ошибок, так как в нашей сфере стандартные формулы увеличения продаж оказались неэффективны.

Большинство регулировщиков радиоэлектронной аппаратуры у нас тоже с высшим инженерным образованием. Эта рабочая профессия по своим задачам и по степени ответственности переросла уровень колледжей и техникумов. Случается, что, попробовав себя в роли инженеров-конструкторов молодые специалисты работают на заводе в этой специальности.

- Технические, инженерные специальности сегодня не пользуются большой популярностью у молодежи. Как на предприятии преодолевают эту инертность?

- Мы ставим интересные практические задачи. Я бы даже сказал - престижные. Само осознание того, что твоя работа - часть большого государственного проекта, для амбициозных молодых людей зачастую становится определяющим моментом. Инертные люди неинтересны. Интерес к работе и значимые проекты, практически, всегда гарантируют рост квалификации и, как следствие, материальное благополучие. Работа в производственной сфере однозначно является формулой успеха в жизни талантливого молодого человека. Я в этом уверен.