Национальный рейтинг университетов за 2025 год

Сводный 140-142 место 349 баллов
Сотрудничество 163-164 место 207 баллов
Бренд 197-198 место 105 баллов
Инновации /Предпринимательство 108-109 место 343 балла
Исследования 117-119 место 230 баллов
Образование 175-178 место 719 баллов
Социальная среда 253-256 место 303 балла
Сводный 227-231 место 318 баллов
Сотрудничество 330-332 место 90 баллов
Бренд 117-119 место 146 баллов
Инновации /Предпринимательство 217-219 место 272 балла
Исследования 184-186 место 203 балла
Образование 163-165 место 726 баллов
Социальная среда 313-314 место 281 балл
Сводный 272-277 место 301 балл
Сотрудничество 337-338 место 85 баллов
Бренд 258-259 место 79 баллов
Инновации /Предпринимательство 368-385 место 244 балла
Исследования 184-186 место 203 балла
Образование 200-203 место 704 балла
Социальная среда 249 место 305 баллов
Сводный 374 место 248 баллов
Сотрудничество 378-379 место 38 баллов
Бренд 336-337 место 54 балла
Инновации /Предпринимательство 315-319 место 249 баллов
Исследования 283-285 место 156 баллов
Образование 367 место 581 балл
Социальная среда 358 место 257 баллов
Методология исследования Методология исследования

 

Национальный рейтинг университетов Интерфакс 2025

Методика НРУ2025

Цели и Задачи

Целями ежегодного исследования «Национальный рейтинг университетов», проводимого Информационной группой «Интерфакс», являются:

  • оценка деятельности современного российского университета, отвечающего мировым образцам
  • развитие канала коммуникаций между академическим сообществом страны, массовыми аудиториями и бизнесом
  • поиск новых методов и технологий оценки деятельности институтов в сфере образования, исследований и разработок, инновационного и социально-гуманитарного развития.

Задачи исследования:

  • Изучение источников информации, на основе данных которых ведется оценка деятельности университетов, всей сферы образования, исследований и разработок
  • Развитие коммуникаций с администрациями университетов и академическим сообществом страны
  • Определение новых подходов к оценке брендов и репутации университетов
  • Изучение моделей и опыта академического сотрудничества во всех формах его проявления
  • Проведение экспериментальных замеров новых параметров, на основании которых можно оценивать деятельность университетов
  • Изучение методов и средств оценки связей университетов с рынками высококвалифицированного и академического труда
  • Формирование частных оценок деятельности университетов, позволяющих аудиториям получить дополнительные возможности выбора образовательных программ, партнеров для совместных работ, мест приложения таланта и развития личности
  • Определение возможностей для создания на основе различных оценок информационных сервисов, интересных таким аудиториям, как академическое сообщество, потенциальные абитуриенты и их семьи, регуляторы сферы высшего образования, работодатели, организации R&D.

Итогом этого исследования является Сводный рейтинг НРУ2025, а также шесть параметрических рейтингов университетов.

Сводная оценка формируется на основе шести параметрических оценок, имеющих, на наш взгляд, более высокую исследовательскую ценность, так как изучение отдельных процессов позволяет точнее фиксировать происходящие изменения в университетах.

Рейтинг формируется по таким параметрам, как «Образование» (О), «Исследования» (И), «Социальная среда» (СС), «Сотрудничество» (С), «Инновации и  предпринимательство» (П), «Бренд» (Б).

Следует подчеркнуть, что Сводный рейтинг – не более чем результат линейной комбинации шести параметрических рейтингов с исторически сохраняющимся набором весовых коэффициентов, поэтому администрациям университетов не следует уделять слишком пристальное внимание позициям университета в сводном рейтинге:

СР =0,2 * РО + 0,2 * РИ + 0,15 * РБ + 0,15 * РСС + 0,15 * РП + 0,15 * РС

Все параметрические и сводная оценки приводятся к безразмерной 1000-балльной шкале; университеты ранжируются по убыванию величины оценки.

Источники данных

Оценки деятельности университетов и формирование частных параметрических и сводного рейтингов университетов основаны преимущественно на данных анкет, представленных университетами.

Если приглашенный к участию в рейтинговом исследовании университет не присылает в срок анкету, то необходимые данные заимствуются из открытых источников, в первую очередь, веб-сайтов университетов, а также доступных обобщенных данных мониторинга деятельности вузов, публикуемого Министерством науки и высшего образования РФ.

Процедура НРУ2025

Приглашения к участию высылаются прежде всего в университеты, участвующие в ведущих мировых и национальных рейтингах, а также ранее участвовавшие в рейтинговых исследованиях НРУ Интерфакс. Вместе с тем для участия российских вузов в Национальном рейтинге университетов не выдвигаются какие-либо жесткие требования. Любой российский университет может обратиться в Интерфакс для обсуждения своего участия в будущих выпусках НРУ.

Приглашения к участию в НРУ2025 разосланы в адреса 389 вузов.

Анкетные данные предоставили 263 вуза.

По итогам обработки доступных материалов о деятельности институтов национальной системы науки и высшего образования в НРУ2025 включены 389 вузов.

Ниже приводится распределение числа участников НРУ2025 и числа оцениваемых вузов, приславших анкеты, по статусам и типам (присутствуют естественные пересечения).

Статус университета:

Правительственный, включая особый статус МГУ и СПбГУ (П)

Участник Программы Приоритет-2030 (П2030), включая Дальневосточный трек программы (П2030-ДВ)

Федеральный (Ф)

НИУ / НИЦ

Опорный (О)

Региональный (Рег)

Кооперативный (Кооп)

Частный / Негосударственный (Ч)

 

Тип университета:

Аграрный, включая рыбохозяйственные (А)

Гуманитарный (Гум)

Дизайн (Диз)

Классический (К)

Медицинский (Мед)

Педагогический (Пед)

Связь (Комм)

Сервис и Туризм (СТ)

Технический (+ инженерия + технологии + строительство и архитектура + горное дело + метеорология + биотех) (Тех)

Транспортный (Тр)

Экономико-Социальный (+ Управление) (ЭС)

Юридический (Ю).

 

Отраслевая принадлежность:

Правительство (П)

Министерство науки и высшего образования (МНВО)

Министерство просвещения (МП)

Министерство здравоохранения (МЗ)

Министерство сельского хозяйства (МСХ)

Министерство транспорта (МТ)

Министерство цифрового развития и коммуникаций (МЦ)

Министерство юстиции (МЮ)

РАН

Региональные правительства (Рег)

Центросоюз (ЦС)

Негосударственные (Негос)

Статус
П2030 / П2030-ДВ
Ф
НИУ
О
П
Рег
Кооп
Ч

Анкеты, ед.

112 / 7

10

24

26

3

3

3

9

Участники, ед.

133 / 12

10

29

33

5

10

3

19

 

Тип
А
Гум
Диз
К (формальное название «госуниверситет»)
Мед
Пед
Тех
Тр
Комм
СТ
ЭС
Ю

Анкеты, ед.

56

6

2

70

28

14

61

9

3

0

19

3

Участники, ед.

45

14

2

98

43

32

95

15

4

2

27

4

 

Отраслевая принадлежность
П
МНВО
МП
МЗ
МСХ
МТ
МЦ
МЮ
РАН
Рег
ЦС
Негос

Анкеты, ед.

3

148

12

29

40

9

3

0

1

3

3

9

Участники, ед.

5

215

30

43

46

15

4

1

2

10

3

22

 

Учтены прошедшие слияния/поглощения вузов:

  • РГППУ присоединен к УрГПУ (20.12.2024 приказом Минпросвещения РФ № 988 университет был ликвидирован как самостоятельное учреждение и был присоединён к УрГПУ. (СПАРК-ИФ: Учреждение прекратило деятельность при присоединении · ЕГРЮЛ 01.04.2025).
  • ТюмГУ присоединяет ГАУСеверЗауралье
  • ТОГУ присоединил ХабГУЭП
  • КурганГУ присоединил КурганГСХАМальцев
  • МАУ присоединил МурманскГТУ
  • Росбиотех-МГППУ присоединил ПущиноГЕНИ
  • АлтГПУ присоединил АлтГГПУШукшин

Несколько аграрных вузов переданы из МСХ в МНВО:

  • НГАУ
  • ПриморьеГАТУ
  • ВолгГАУ
  • ОрёлГАУПарахин
  • ГАУСеверЗауралье
  • ННГАТУ
  • ВерхневолжьеГАБТУ (ИвГСХАБеляев)
  • ЯрГАУ
  • ПермГАТУПрянишников
  • МичуринГАУ

НРУ ИФ отличается отсутствием четко определенных барьеров для участия университетов в исследовании. Однако оценка работы ряда вузов, в силу их специфики, не может быть произведена должным образом на основе применяемой методики. Это ограничивает участие в рейтинге следующим вузам:

  • Вузы силовых ведомств, отличающиеся повышенным уровнем секретности в образовательной и исследовательской деятельности.
  • Творческие вузы. В ходе оценки на основе существующей методики такие вузы будут недооценены, что может привести к конфликтным ситуациям.
  • Вузы-"бутики" - вузы, специализирующиеся не в массовой подготовке специалистов, а по ограниченному (одному) набору направлений подготовки. «Бутики» могут демонстрировать выдающиеся оценки по некоторым направлениям деятельности, но, в силу их малого масштаба, к ним неприменимы существующие нормировочные процедуры.
  • Вузы, реализующие преимущественно (более 50% контингента обучающихся) программы заочного образования.
  • Исследовательские организации, реализующие образовательные программы подготовки специалистов высшей квалификации и начинающие реализацию отдельных ОП ВО. Причина – недооценка деятельности по большинству параметров.