Национальный рейтинг университетов за 2025 год

Сводный 36 место 460 баллов
Сотрудничество 51-52 место 330 баллов
Бренд 51 место 208 баллов
Инновации /Предпринимательство 43-44 место 457 баллов
Исследования 49-50 место 292 балла
Образование 171-172 место 721 балл
Социальная среда 26-27 место 589 баллов
Сводный 47 место 438 баллов
Сотрудничество 119-120 место 237 баллов
Бренд 38 место 233 балла
Инновации /Предпринимательство 62 место 405 баллов
Исследования 75-77 место 266 баллов
Образование 70-72 место 777 баллов
Социальная среда 32 место 525 баллов
Сводный 158-160 место 341 балл
Сотрудничество 153-156 место 213 баллов
Бренд 205-207 место 101 балл
Инновации /Предпринимательство 115-117 место 335 баллов
Исследования 249-252 место 171 балл
Образование 109-111 место 754 балла
Социальная среда 285-288 место 292 балла
Сводный 183 место 332 балла
Сотрудничество 122-124 место 234 балла
Бренд 189-190 место 108 баллов
Инновации /Предпринимательство 93-94 место 357 баллов
Исследования 216-217 место 189 баллов
Образование 295-296 место 648 баллов
Социальная среда 250-252 место 304 балла
Методология исследования Методология исследования

 

Национальный рейтинг университетов Интерфакс 2025

Методика НРУ2025

Цели и Задачи

Целями ежегодного исследования «Национальный рейтинг университетов», проводимого Информационной группой «Интерфакс», являются:

  • оценка деятельности современного российского университета, отвечающего мировым образцам
  • развитие канала коммуникаций между академическим сообществом страны, массовыми аудиториями и бизнесом
  • поиск новых методов и технологий оценки деятельности институтов в сфере образования, исследований и разработок, инновационного и социально-гуманитарного развития.

Задачи исследования:

  • Изучение источников информации, на основе данных которых ведется оценка деятельности университетов, всей сферы образования, исследований и разработок
  • Развитие коммуникаций с администрациями университетов и академическим сообществом страны
  • Определение новых подходов к оценке брендов и репутации университетов
  • Изучение моделей и опыта академического сотрудничества во всех формах его проявления
  • Проведение экспериментальных замеров новых параметров, на основании которых можно оценивать деятельность университетов
  • Изучение методов и средств оценки связей университетов с рынками высококвалифицированного и академического труда
  • Формирование частных оценок деятельности университетов, позволяющих аудиториям получить дополнительные возможности выбора образовательных программ, партнеров для совместных работ, мест приложения таланта и развития личности
  • Определение возможностей для создания на основе различных оценок информационных сервисов, интересных таким аудиториям, как академическое сообщество, потенциальные абитуриенты и их семьи, регуляторы сферы высшего образования, работодатели, организации R&D.

Итогом этого исследования является Сводный рейтинг НРУ2025, а также шесть параметрических рейтингов университетов.

Сводная оценка формируется на основе шести параметрических оценок, имеющих, на наш взгляд, более высокую исследовательскую ценность, так как изучение отдельных процессов позволяет точнее фиксировать происходящие изменения в университетах.

Рейтинг формируется по таким параметрам, как «Образование» (О), «Исследования» (И), «Социальная среда» (СС), «Сотрудничество» (С), «Инновации и  предпринимательство» (П), «Бренд» (Б).

Следует подчеркнуть, что Сводный рейтинг – не более чем результат линейной комбинации шести параметрических рейтингов с исторически сохраняющимся набором весовых коэффициентов, поэтому администрациям университетов не следует уделять слишком пристальное внимание позициям университета в сводном рейтинге:

СР =0,2 * РО + 0,2 * РИ + 0,15 * РБ + 0,15 * РСС + 0,15 * РП + 0,15 * РС

Все параметрические и сводная оценки приводятся к безразмерной 1000-балльной шкале; университеты ранжируются по убыванию величины оценки.

Источники данных

Оценки деятельности университетов и формирование частных параметрических и сводного рейтингов университетов основаны преимущественно на данных анкет, представленных университетами.

Если приглашенный к участию в рейтинговом исследовании университет не присылает в срок анкету, то необходимые данные заимствуются из открытых источников, в первую очередь, веб-сайтов университетов, а также доступных обобщенных данных мониторинга деятельности вузов, публикуемого Министерством науки и высшего образования РФ.

Процедура НРУ2025

Приглашения к участию высылаются прежде всего в университеты, участвующие в ведущих мировых и национальных рейтингах, а также ранее участвовавшие в рейтинговых исследованиях НРУ Интерфакс. Вместе с тем для участия российских вузов в Национальном рейтинге университетов не выдвигаются какие-либо жесткие требования. Любой российский университет может обратиться в Интерфакс для обсуждения своего участия в будущих выпусках НРУ.

Приглашения к участию в НРУ2025 разосланы в адреса 389 вузов.

Анкетные данные предоставили 263 вуза.

По итогам обработки доступных материалов о деятельности институтов национальной системы науки и высшего образования в НРУ2025 включены 389 вузов.

Ниже приводится распределение числа участников НРУ2025 и числа оцениваемых вузов, приславших анкеты, по статусам и типам (присутствуют естественные пересечения).

Статус университета:

Правительственный, включая особый статус МГУ и СПбГУ (П)

Участник Программы Приоритет-2030 (П2030), включая Дальневосточный трек программы (П2030-ДВ)

Федеральный (Ф)

НИУ / НИЦ

Опорный (О)

Региональный (Рег)

Кооперативный (Кооп)

Частный / Негосударственный (Ч)

 

Тип университета:

Аграрный, включая рыбохозяйственные (А)

Гуманитарный (Гум)

Дизайн (Диз)

Классический (К)

Медицинский (Мед)

Педагогический (Пед)

Связь (Комм)

Сервис и Туризм (СТ)

Технический (+ инженерия + технологии + строительство и архитектура + горное дело + метеорология + биотех) (Тех)

Транспортный (Тр)

Экономико-Социальный (+ Управление) (ЭС)

Юридический (Ю).

 

Отраслевая принадлежность:

Правительство (П)

Министерство науки и высшего образования (МНВО)

Министерство просвещения (МП)

Министерство здравоохранения (МЗ)

Министерство сельского хозяйства (МСХ)

Министерство транспорта (МТ)

Министерство цифрового развития и коммуникаций (МЦ)

Министерство юстиции (МЮ)

РАН

Региональные правительства (Рег)

Центросоюз (ЦС)

Негосударственные (Негос)

Статус
П2030 / П2030-ДВ
Ф
НИУ
О
П
Рег
Кооп
Ч

Анкеты, ед.

112 / 7

10

24

26

3

3

3

9

Участники, ед.

133 / 12

10

29

33

5

10

3

19

 

Тип
А
Гум
Диз
К (формальное название «госуниверситет»)
Мед
Пед
Тех
Тр
Комм
СТ
ЭС
Ю

Анкеты, ед.

56

6

2

70

28

14

61

9

3

0

19

3

Участники, ед.

45

14

2

98

43

32

95

15

4

2

27

4

 

Отраслевая принадлежность
П
МНВО
МП
МЗ
МСХ
МТ
МЦ
МЮ
РАН
Рег
ЦС
Негос

Анкеты, ед.

3

148

12

29

40

9

3

0

1

3

3

9

Участники, ед.

5

215

30

43

46

15

4

1

2

10

3

22

 

Учтены прошедшие слияния/поглощения вузов:

  • РГППУ присоединен к УрГПУ (20.12.2024 приказом Минпросвещения РФ № 988 университет был ликвидирован как самостоятельное учреждение и был присоединён к УрГПУ. (СПАРК-ИФ: Учреждение прекратило деятельность при присоединении · ЕГРЮЛ 01.04.2025).
  • ТюмГУ присоединяет ГАУСеверЗауралье
  • ТОГУ присоединил ХабГУЭП
  • КурганГУ присоединил КурганГСХАМальцев
  • МАУ присоединил МурманскГТУ
  • Росбиотех-МГППУ присоединил ПущиноГЕНИ
  • АлтГПУ присоединил АлтГГПУШукшин

Несколько аграрных вузов переданы из МСХ в МНВО:

  • НГАУ
  • ПриморьеГАТУ
  • ВолгГАУ
  • ОрёлГАУПарахин
  • ГАУСеверЗауралье
  • ННГАТУ
  • ВерхневолжьеГАБТУ (ИвГСХАБеляев)
  • ЯрГАУ
  • ПермГАТУПрянишников
  • МичуринГАУ

НРУ ИФ отличается отсутствием четко определенных барьеров для участия университетов в исследовании. Однако оценка работы ряда вузов, в силу их специфики, не может быть произведена должным образом на основе применяемой методики. Это ограничивает участие в рейтинге следующим вузам:

  • Вузы силовых ведомств, отличающиеся повышенным уровнем секретности в образовательной и исследовательской деятельности.
  • Творческие вузы. В ходе оценки на основе существующей методики такие вузы будут недооценены, что может привести к конфликтным ситуациям.
  • Вузы-"бутики" - вузы, специализирующиеся не в массовой подготовке специалистов, а по ограниченному (одному) набору направлений подготовки. «Бутики» могут демонстрировать выдающиеся оценки по некоторым направлениям деятельности, но, в силу их малого масштаба, к ним неприменимы существующие нормировочные процедуры.
  • Вузы, реализующие преимущественно (более 50% контингента обучающихся) программы заочного образования.
  • Исследовательские организации, реализующие образовательные программы подготовки специалистов высшей квалификации и начинающие реализацию отдельных ОП ВО. Причина – недооценка деятельности по большинству параметров.