Новосибирск. 9 сентября. ИНТЕРФАКС - Специалисты Института катализа СО РАН (Новосибирск) синтезировали катализаторы с низким содержанием драгметаллов для нейтрализации выбросов от дизельных двигателей, сообщает пресс-служба института.
"Им удалось достигнуть высокой активности и устойчивости катализаторов при пониженной концентрации драгоценных металлов", - говорится в сообщении.
Системы нейтрализации выбросов для автомобилей изготавливаются на керамических блоках, покрытых оксидом алюминия с нанесенными наночастицами платины и палладия, концентрация драгметаллов в этих системах, как правило, начинается с 1 грамма на литр катализатора.
Ученые Института катализа СО РАН работают над усилением синергетического эффекта в каталитической активности платино-палладиевых систем в комплексе с оксидом марганца, нанесенных на алюмооксидное покрытие керамических блоков.
"Они смогли снизить содержание платины и палладия в катализаторе до 0,17 и 0,17-0,35 граммов на литр, соответственно, при 5-процентном содержании оксида марганца в алюмооксидном покрытии", - говорится в сообщении.
Уже при содержании платины 0.17 г/л катализатора, температура 50-процентной конверсии бутана составляет около 350С, что сопоставимо с той, которая требуется для катализатора с содержанием платины в 6 раз больше, но в отсутствии оксида марганца.
При увеличении доли платины до 1 грамма на литр рабочая температура падает до 270С.
В результате синергетического эффекта можно снизить содержание платины в 1.5 раза (с 1 до 0.7 г/л), и еще больше при замещении платины палладием. При 180С платино-палладиевый катализатор обеспечивает уже 50% превращения углеводородов (пропана/пропена) и 90% превращения монооксида углерода - то есть начинает окислять еще до достижения оптимального рабочего режима дизельного двигателя.
Катализатор успешно прошел тест на старение при 750С в течение семи часов в присутствии паров воды. Он показал более высокие значения конверсии в окислении СО, углеводородов и восстановлении оксида азота (II) в реакционной смеси по сравнению с существующими системами.
Эффективность созданных в ИК СО РАН катализаторов подтверждена совместными испытаниями с промышленным предприятием. В планах ученых - продолжить исследовать системы, варьируя содержание активных и модифицирующих компонентов и физико-химические характеристики.