
Москва. 18 сентября. ИНТЕРФАКС - Ученые Департамента природно-технических систем и техносферной безопасности Политехнического института Дальневосточного федерального университета (ДФУ) и кафедры промышленной экологии РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина впервые изучили экологическое воздействие частиц шин и автодорог на Северный Ледовитый океан, сообщает пресс-служба ДВФУ
"Исследования подтвердили, что продукты износа автомобильных покрышек проникают в находящиеся вдали от городов моря Арктики. Загрязнения влияют на геном морских животных, вызывая мутации. Они также могут попадать в организм человека", - говорится в пресс-релизе.
К таким выводам ученые пришли после трехлетнего изучения состояния окраинных морей Северного Ледовитого океана: Баренцева, Печорского, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского. Экологи отбирали пробы микропластика на морской поверхности, чтобы определить их состав и воздействие на биосферу.
"Чтобы оценить распределение и концентрацию микрочастиц было отобрано более 100 проб воды в поверхностных водах арктических морей, проведена обработка и идентификация найденных частиц с помощью методов спектрофотометрии, и выделены те из них, которые потенциально могут входить в состав шин. В преддверии активного развития и эксплуатации Северного морского пути работа является весьма актуальной с точки зрения обеспечения экологической безопасности уязвимых экосистем арктического региона", — приводит пресс-служба слова д.т.н., доцента, профессора Департамента природно-технических систем и техносферной безопасности ДВФУ Яны Блиновской.
Проведенный учеными анализ проб подтвердил, что в моря Арктики попадают частицы, образующиеся в результате трения автомобильных шин с поверхностью асфальтированных дорог. Помимо полимеров и смол они включают примеси асфальта, бензина, автомобильных масел, лакокрасочных покрытий. Средняя масса частиц — 0,55 миллиграммов, размер — 1,20 на 1,10 миллиметра.
Как пояснили в пресс-службе ДВФУ, частицы шин и дорог попадают в Северный Ледовитый океан из сибирских рек: Лены, Енисея, Колымы и морских течений. Загрязнители становятся пищей для зоопланктона, который поедают более крупные рыбы, птицы и морские млекопитающие. Часть этих животных входит в рацион человека и вылавливается промышленным способом.
Входящие в состав частиц шин и дорог компоненты влияют на геном живых организмов, нарушая размножение, рост и развитие животных, приводя к мутациям и злокачественным новообразованиям. Полиуретановый лак в составе частиц трансформирует процесс биосинтеза аминокислот в ДНК клеток.
"Изучение физико-химических характеристик частиц шин и дорог, попадающих в океан, открывает возможности для поиска способа их переработки. Это станет следующим этапом исследования", — подчеркнула заведующая кафедрой промышленной экологии Губкинского университета Елена Мазлова, чьи слова цитируются в пресс-релизе.